В этом году банковский бизнес «Юникредита» превысит в России докризисные показатели, ожидает предправления банка Михаил Алексеев. Особое внимание банк уделяет розничным активам, не исключая возможности их приобретения.
«Юникредит банк» заработал в 2010 г. 10,1 млрд руб. чистой прибыли по МСФО. Это существенно больше, чем в 2009 г. (6,7 млрд руб.), и близко к докризисному рекордному значению 2008 г. (10,94 млрд руб.). В этом году «Юникредит» надеется заработать не меньше, чем в прошлом, и будет расти не медленнее банковского сектора в целом (+15% по активам в 2010 г.), отметил Алексеев: «Будет неплохо развиваться кредитование, другие сегменты банковского бизнеса».
Активы «Юникредита» в 2010 г. выросли на 19,2% до 575 млрд руб., капитал — на 16,7% до 69,8 млрд руб. Уровень рентабельности капитала банка увеличился с 11,8% в 2009 г. до 16,2% в 2010 г.
Операционные доходы банка составили в 2010 г. 27,3 млрд руб., из них на комиссионный доход пришлось 19%, на процентный доход — 82%, 1% съел торговый результат.
Кредитный портфель увеличился на 13% до 386,2 млрд руб., а до вычета резервов — до 401,5 млрд руб., рассказал Алексеев. Кредиты корпоративным клиентам составили 336,8 млрд руб., физлица одолжили в банке 64,7 млрд руб. При этом доля просроченных и обесцененных кредитов в портфеле сократилась с 8,5% в 2009 г. до 7,2% в 2010 г., а расходы на резервы — с 9,15 млрд до 5,6 млрд руб., уточнила главный бухгалтер банка Ольга Гончарова. Уровень возможных дефолтов по кредитам клиентам снизился почти вдвое — с 1,5% в 2009 г. до 0,8% в 2010 г.
Доля розничных кредитов в портфеле «Юникредита» — менее 20%, и ранее гендиректор Unicredit Group Федерико Гиццони отмечал, что в перспективе российская «дочка» группы может увеличить долю розницы до 40%. Не исключаются разные варианты развития розницы, в том числе неорганический рост, говорит Алексеев. Россия для группы Unicredit — один из наиболее перспективных рынков присутствия, напомнил Алексеев.
Средства клиентов выросли у «Юникредита» на 17,4% до 330,4 млрд руб. Из них 290,7 млрд руб. пришлось на депозиты корпоративных клиентов, а 39,7 млрд руб. — на депозиты физлиц.
После кризиса многие банки активно развивают розницу, некоторые перезапускают ипотечное кредитование и программы для малого и среднего бизнеса, говорит первый вице-президент Промсвязьбанка Александра Волченко. Розничное привлечение важно, но оно не должно быть самоцелью, ведь розница — самый дорогой пассив для банка, добавляет она.
Конкуренция на рынке, особенно с госбанками — Сбербанком и «ВТБ 24», сейчас ощущается все острее, отмечает председатель правления Росбанка Владимир Голубков. «В ритейле очень активны госбанки и «дочки» иностранных банков, а мелкие и средние банки не развиваются — вот за эту долю и идет борьба», — резюмирует банкир.
Алексей РОЖКОВ