Банк России сдвинет сроки вступления в силу требований к банкам использовать повышенные коэффициенты риска при расчете достаточности капитала до октября 2011 года, сообщил глава департамента банковского регулирования и надзора Алексей Симановский.
Первоначально ЦБР планировал ужесточить требования к банкам, увлекающимся покупкой ценных бумаг, вложениями в девелопмент, непрозрачными сделками и непрофильными активами с 1 июля 2011 года.
С 1 октября 2011 года — это для активов, которые возникнут после вступления в силу повышенных коэффициентов, «для старых» применение начнется с 1 июля 2012 года, говорит Симановский.
С уровнем резервирования для «залежавшейся» у банков непрофильной недвижимости регулятор еще не определился.
«Я исхожу из того, что это вопрос недель — апрель-май», — говорит Симановский.
В прошлом году ЦБР решил подтолкнуть банки к продаже залогов за счет повышения требований к резервированию для «залежавшейся» на балансах банков недвижимости, что вовсе не вызвало восторга у банкиров.
В декабре против новой инициативы ЦБР выступило руководство крупнейшего банка РФ — Сбербанка, пригрозив, что выполнение новых резервных требований для недвижимости выльется в сокращение прибыли подконтрольного регулятору госбанка.
ЦБР намеревался потребовать формировать резервы на возможные потери по имуществу, принятому в качестве отступного, в зависимости от срока его нахождения на балансе банка. Если актив находится на балансе более года, коэффициент резервирования под него предлагалось установить на уровне не менее 10 процентов, более двух лет — не менее 35 процентов, свыше трех лет — не менее 75 процентов. Потом регулятор признался, что пошел на значительную уступку, но новые коэффициенты резервирования так и не назвал.
ЦБР оценивает непрофильные активы, собранные банками, в 700 миллиардов — 1 триллион рублей.
Симановский предположил, что инициатива российского президента Дмитрия Медведева об отстранении чиновников от руководства советами директоров тех госкомпаний, деятельность которых совпадает с их сферой ответственности, может быть распространена и на подконтрольный Банку России — Сбербанк. «Постановка вопроса правомерна и для Сбербанка», — сказал он, ссылаясь на свое «частное мнение».
В наблюдательный совет Сбербанка входят семь представителей ЦБ, а возглавляет его глава Банка России Сергей Игнатьев.
Но как контролирующий акционер ЦБР должен иметь своих представителей в совете, добавил Симановский.
Екатерина ГОЛУБКОВА, Оксана КОБЗЕВА