Банк «Ренессанс Кредит», который одним из первых свернул кредитование в кризис, впервые с тех пор смог показать рост кредитного портфеля, следует из его отчетности за 2010 год. Впрочем, если до кризиса основным бизнесом «Ренессанс Кредита» было экспресс-кредитование в торговых сетях, то сейчас в его портфеле доминируют кредиты наличными. В самом банке такие структурные изменения объясняют более высокой доходностью этого сегмента, однако, по мнению экспертов, это вынужденная мера — банк не может вернуть утерянные за время бездействия позиции в торговых сетях.
Коммерческий банк «Ренессанс капитал» (работает под брендом «Ренессанс Кредит») подвел итоги 2010 года по международным стандартам финансовой отчетности (есть в распоряжении «Ъ»). Согласно ей, в прошлом году «Ренессанс Кредит» получил по итогам чистую прибыль 1,56 млрд руб. (против убытка 4,23 млрд руб. в 2009 году), что стало максимальным результатом за всю историю банка и превышает докризисный результат 2008 года (1,5 млрд руб.). Позитивный эффект на прибыль оказало снижение отчислений в резервы на возможные потери по ссудам на фоне улучшения качества кредитного портфеля с 12,5 млрд руб. в 2009 году до 5 млрд руб. в 2010-м. Доля проблемных кредитов (с просрочкой более 90 дней) в кредитном портфеле банка по итогам 2010 года составила 6% против 20% в 2009 году. «Качество кредитного портфеля «Ренессанс Кредита» находится на сопоставимом уровне с другими банками, специализирующимися на потребкредитовании,— говорит аналитик «ВТБ Капитала» Роман Лучковский.— Так, у ХКФ-банка и ТКС-банка, уже отчитавшихся по МСФО за 2010 год, доля проблемных ссуд составляет 6,9 и 6,7% соответственно». Еще более положительным фактором, чем выход на прибыльность, эксперты сочли наметившуюся положительную динамику по росту кредитного портфеля «Ренессанс Кредита». Во втором полугодии 2010 года он впервые с начала кризиса вырос на 4,6 млрд руб.
«Ренессанс Кредит» входит в группу «Ренессанс». По данным журнала «Деньги» на 1 января, занимает 76-е место по капиталу (6,4 млрд руб.) и 86-е место по активам (38 млрд руб.).
В разгар кризиса 2008 года «Ренессанс Кредит» был первым банком, свернувшим выдачу розничных кредитов. С тех пор его портфель постоянно сокращался, несмотря на возобновление кредитных программ с июля 2009 года. «На конец 2008 года кредитный портфель банка по МСФО составлял 53,6 млрд руб., по итогам первого полугодия 2010 года он сократился почти вдвое, до 27,8 млрд руб., и только во втором полугодии начал расти, увеличившись по итогам года до 32,4 млрд руб.»,— указывает аналитик «Тройки Диалог» Станислав Пономаренко.
Впрочем, по сравнению с докризисным периодом драйверы роста кредитного портфеля «Ренессанс Кредита» изменились. По итогам 2010 года наибольшую долю в нем заняли кредиты наличными — 47%, по 17% приходится на экспресс-кредиты в торговых сетях (POS) и кредитные карты, 12% — автокредиты и около 6% — прочие ссуды. До кризиса «Ренессанс Кредит» входил в тройку лидеров на рынке POS-кредитования (с долей 14,3%), уступая лишь «Русскому стандарту» (24,9%) и ХКФ-банку (22,1%). Именно эти ссуды занимали большую часть в его портфеле: по данным на конец 2007 года, на них приходилось 53% портфеля. По словам предправления «Ренессанс Кредита» Алексея Левченко, в дальнейшем доля кредитов наличными продолжит расти, а POS-кредитов — снижаться. Уже к октябрю этого года структура кредитного портфеля банка будет выглядеть следующим образом: 60% — кредиты наличными, 10% — автокредиты и по 15% — карты и POS-кредиты, поясняет он.
По мнению экспертов, изменение стратегии «Ренессанс Кредита» и снижение активности в сегменте POS-кредитования — мера вынужденная. «Свернув бизнес в кризис, «Ренессанс Кредит» вышел из крупных сетей, где его место тут же заняли другие банки,— говорит Роман Лучковский.— Учитывая, что это один из наиболее растущих сегментов, конкуренция среди банков в нем очень высока и «Ренессанс Кредиту» вряд ли удастся вернуть утерянные позиции». Согласно данным консалтингового агентства Frank Research Group на 1 марта, в тройку лидеров на рынке экспресс-кредитования в торговых сетях входили ХКФ-банк (42,5%), ОТП-банк (27,2%) и Альфа-банк (27%). «Ренессанс Кредит» занимал лишь шестое место с долей рынка 5,8%. Из докризисных лидеров не утратил позиций на этом рынке лишь ХКФ-банк. «Доля POS-кредитов в его портфеле по итогам прошлого года по-прежнему доминирует над другими продуктами,— говорит аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин.— Согласно отчетности МСФО, она составила 60%. Бывший лидер рынка — «Русский стандарт» еще в 2009 году объявил о смене приоритетов, решив сконцентрироваться на кредитных картах, в результате его доля на рынке POS-кредитования упала до 12,5%».
Впрочем, в самом «Ренессанс Кредите» изменения приоритетов в пользу кредитов наличными объясняют их более высокой доходностью. «Кредиты наличными для нас более доходны, чем POS-кредиты,— говорит Алексей Левченко.— Доходность последних уменьшают комиссии торговых сетей, более высокие операционные затраты на выдачу и короткие сроки кредитования, в результате доходность кредитов наличными составляет для нас сейчас 40%, а POS-кредитов — порядка 30%».
Ксения ДЕМЕНТЬЕВА