Индустрия бюро кредитных историй, появившаяся шесть лет назад, успешно развивается. Но пока сотрудничество с БКИ приносит больше пользы банкам, чем заемщикам.
Семь лет назад, когда Государственная дума рассматривала законопроект «О кредитных историях», одним из основных аргументов за его принятие была возможность удешевления кредитов для добросовестных заемщиков. Депутат Павел Медведев любил рассказывать о своем опыте стажировки в одном из американских банков, где клиенту при рассмотрении заявки сообщали, что, поскольку просрочек по платежам не было, процентную ставку можно снизить. В середине 2000-х, когда Роспотребнадзор, ФАС и ЦБ еще не начинали бороться со скрытыми комиссиями, а эффективная ставка по розничным кредитам в российских банках порой превышала 100%, такая постановка вопроса действительно подкупала. Однако оказалось, что для того, чтобы отечественные кредитные организации начали снижать ставки на основании хорошей кредитной истории клиентов, нужны годы развития системы БКИ и добрая воля банков.
Сейчас банки заявляют, что снижают ставки добросовестным клиентам. Заместитель начальника отдела кредитования физических лиц Мастер-банка Юлия Бородина отмечает, что «положительная кредитная история в прошлом существенно повышает шансы клиента на получение ссуды, и, кроме того, наличие положительной кредитной истории позволяет клиенту претендовать на большую сумму кредита или рассчитывать на более мягкие условия кредитования». Однако журналистам «Ф.» не удалось найти ни одного заемщика среди своих знакомых, которому бы в России сказали, как в американском банке: «У вас безупречная кредитная история, и потому мы можем снизить процентную ставку». Как правило, кредиторы при смягчении условий ориентируются в первую очередь на собственный опыт — то есть на то, насколько аккуратно заемщик платил по прежним ссудам в этом же банке. Возможно, поэтому некоторые заемщики отказываются подписать соглашение о предоставлении сведений о своем кредите: не видят в том выгоды. Соответственно, и бизнес БКИ находится на грани рентабельности, а чтобы получать прибыль, бюро изобретают дополнительные сервисы для банков.
Как все устроено
Объем задолженности физических лиц перед банками на 1 января 2005 года составлял 538,2 млрд рублей, лидерами были Сбербанк (в основном по крупным ссудам), а также банк «Русский стандарт» и ХКФ банк, развивавшие системы POS-кредитования. Другие банки тоже включились в гонку за лидерами, и скоро все заговорили о буме потребительского кредитования, которому не мешали ни кризисы, ни высокие ставки. За шесть лет розничный портфель сектора вырос в 8 раз и на 1 марта 2011 года оценивался в 4,1 трлн рублей. Но из прежних лидеров незыблемыми остались позиции только у Сбербанка. Кроме него, наиболее крупные портфели аккумулированы в ВТБ24 и Росбанке.
В период начала взрывного роста скоринговые модели только проходили апробацию, поэтому был нужен дополнительный инструмент для защиты банков от возросших кредитных рисков. Риски учитывались банками при определении процентных ставок, поэтому и без того недешевые деньги становились чрезмерно дорогими для заемщиков (хотя иногда они узнавали об этом только после получения кредита). В этих условиях бюро кредитных историй были призваны помочь банкам с оценкой кредитных рисков, а добросовестным заемщикам, как уже упоминалось выше, — снизить стоимость кредита.
Процесс взаимодействия всех заинтересованных лиц (субъектов и пользователей кредитных историй, бюро, банков и Центрального каталога кредитных историй) организован достаточно просто. При оформлении кредита банк получает письменное согласие заемщика на предоставление его кредитной истории в бюро. Банк передает информацию о заемщике в те бюро, с которыми заключен договор о сотрудничестве. Для получения кредитной истории физическому (если речь идет о его истории) или юридическому лицу необходимо узнать, в каком бюро кредитных историй она хранится, направив для этого запрос в Центральный каталог кредитных историй, а после обратиться в бюро для получения кредитной истории. Свою кредитную историю можно получить бесплатно, банк же за кредитную историю потенциального заемщика платит достаточно скромную сумму. В самих бюро стоимость кредитных историй предпочитают не называть, так как там обычно применяют плавающие тарифы. Но, как сообщили «Ф.» в банке, входящем в тор-50 и активно занимающемся кредитованием физлиц, тарифы в крупнейших бюро могут различаться в несколько раз. Так, за кредитную историю в «Эквифакс Кредит Сервисиз» они платят 25 рублей, в «Экспириан Интерфакс» — 21 рубль, в НБКИ — 20 рублей, в БКИ «Русский стандарт» — 10 рублей. Вопрос о цене запроса прокомментировала и Татьяна Евстигнеева, руководитель департамента розничных рисков Совкомбанка: «Стоимость запроса зависит от количества переданных в БКИ кредитных отчетов и результативных запросов за месяц. Чем больше кредитная организация передаст отчетов в БКИ и чем больше сделает запросов, тем дешевле будет стоить для нее один запрос».
Иногда одни и те же истории попадают в разные БКИ, дублируя друг друга, поэтому ЦБ регулярно «очищает» статистику. Так, руководитель Центрального каталога кредитных историй Банка России Борис Воронин сообщил «Ф.», что в ЦККИ накоплено 120 млн титульных частей субъектов кредитных историй, но если учесть повторяющиеся записи, то всего получится 56 млн уникальных субъектов. 99,75% в общем количестве субъектов кредитных историй — физические лица. При этом в последнее время поток информации, аккумулируемой БКИ, достаточно сильно увеличился. «В конце 2008 года наблюдался естественный спад числа запросов, связанный с общим уменьшением объемов кредитования, но уже во втором квартале 2009 года эта тенденция была преодолена. Объем запросов вновь стал расти, в 2010 году превысив максимальные значения 2008 года», — отмечает генеральный директор «Эквифакс Кредит Сервисиз» Олег Лагуткин. «В 2010 году количество титульных частей кредитных историй увеличилось на 45,7 млн, что в 4 раза превышает показатели 2009 года», — подтверждает Борис Воронин.
Низкая рентабельность заставила региональные бюро продать бизнес более крупным конкурентам. В результате на 27 марта 2011 года в реестре ФСФР России — 33 бюро кредитных историй. Процесс консолидации сектора продолжается и сейчас, причем не только в форме присоединения мелких бюро к крупным. В 2009 году начался процесс объединения «Экспириан-Интерфакс» и «Инфокредит» (бюро Сбербанка России). В 2010 году «Восточное бюро кредитных историй», аффилированное с банком «Восточный экспресс», приобрело регионального участника — «Республиканское бюро кредитных историй». В 2009 году «Бюро кредитных историй Коми» и «Центральное кредитное бюро» объявили о добровольной ликвидации и продаже с аукциона данных о заемщиках.
В настоящее время более 95% информации о кредитных историях сосредоточилось у пяти крупнейших игроков — «Эквифакс Кредит Сервисиз», «Национальное бюро кредитных историй», «Экспириан-Интерфакс» (совместно с «Инфокредит»), «Русский стандарт» и «Восточное бюро кредитных историй» (совместно с «Республиканским бюро кредитных историй»). Директор по маркетингу Deutsche UFG Capital Management Дмитрий Назаркин полагает, что количество отечественных бюро кредитных историй уменьшится еще больше. По его словам, аргументом в пользу такого развития событий может служить опыт США, где раньше насчитывалось порядка двух с половиной тысяч бюро, а сегодня работают три основных игрока: «Российский рынок кредитования ждет похожий сценарий, и это станет, безусловно, положительным моментом как для банков, так и для заемщиков».
Востребованный бизнес
Как ни удивительно, но кризис пошел БКИ только на пользу. Во время короткой «передышки» бюро получили возможность совершенствовать и расширять услуги для банков, и теперь их перечень включает в себя предоставление кредитных отчетов и запросы в Центральный каталог кредитных историй, верификацию паспортных данных клиентов и борьбу с мошенничеством, мониторинг клиентской базы банка и кредитного портфеля, скоринг, аутсорсинг процесса обработки кредитных заявок и другие сервисы.
По словам гендиректора «Экспириан-Интерфакс» Даниэля Зеленского, они давно не ограничиваются продажей кредитных историй. «Для нас не менее важно обеспечить банку дальнейшее сопровождение клиента, — говорит он. — После того, как выдан кредит, важно проинформировать банк, как меняется уровень задолженности клиента, статус его кредитной истории, и для этого нами сознаны специальные сервисы. Недавно мы запустили скоринг второго поколения, который по своей предсказательной силе вполне сопоставим с тем, что используют банки в развитых странах мира».
«Эквифакс Кредит Сервисиз», в свою очередь, предоставляет клиентам аналитические услуги. «К примеру, среди наших клиентов популярностью пользуются такие продукты, как «Скоринг Бюро», Fraud Prevention Service и «Триггеры Бюро», — говорит Олег Лагуткин. — «Скоринг Бюро» — это вероятностная оценка выхода заемщика на просрочку более 90 дней в течение 12 месяцев с момента оценки, построенная на основе статистики. Fraud Prevention Service — система противодействия мошенничеству на основе межбанковской базы данных кредитных заявок. В ее основе лежит механизм расчета правил по обезличенным данным кредитных заявок. «Триггеры Бюро» — это оповещения о существенных изменениях в кредитной истории клиентов банка».
Не отстают от конкурентов и в НБКИ. По словам его гендиректора Александра Викулина, аналитические отчеты дают возможность прогнозировать риски, возможность определить долю «рисковых заемщиков» и способность оценить их лояльность и поведение в других банках, а статистические отчеты обеспечивают мониторинг поведения отдельных заемщиков или групп заемщиков в других банках. Есть здесь и специальная услуга «Сигнал» — оповещение банка о совершении заемщиком определенных действий в других кредитных организациях. Кроме того, НБКИ предлагает банкам защиту от мошенников, пытающихся оформить кредит по поддельным или чужим документам. «Для этого в помощь банкам НБКИ предлагает доступ к базам ФМС и ГИБДД. Проверка информации в этих базах проходит в режиме реального времени», — говорит Александр Викулин.
Бюро на заметку
У банкиров нашлось много предложений по улучшению существующей системы. «Одной из возможных перспектив развития бюро кредитных историй могло бы стать создание единого бюро. А уже в рамках объединенной организации было бы полезно внедрить систему учета залогов на движимое и недвижимое имущество», — говорит заместитель председателя правления банка «Агропромкредит» Ирина Довдиенко. Поддерживает идею о залогах и заместитель председателя правления Меткомбанка Ольга Фролова: «Задача текущего дня — расширение сервисов, которые предоставляют БКИ. Например, предоставление информации о залоговых автомобилях. Такая информация позволила бы существенно сократить уровень мошенничества в сфере автокредитования».
Кроме того, нарекания вызывают отсутствие практики обмена информацией между бюро и необходимость спрашивать согласие заемщика на предоставление информации о нем. «Действующая в настоящий момент система кредитных историй работает вполне эффективно, — утверждает начальник управления кредитования физических лиц банка «Глобэкс» Александр Галкин. — Есть только одно «но» — клиент сам решает, предоставлять ли ему информацию о качестве исполнения им обязательств перед кредитором». А вице-президент банка «Интеркоммерц» Артем Муханов считает, что следует работать над оперативностью передачи информации: «К примеру, в один день клиент может получить кредиты в нескольких банках. И информация об этом на момент принятия решения той или иной кредитной организацией может быть недоступна».
Среди заемщиков гораздо больше недовольных услугами бюро —
Перспективы развития
Время показало, что на смену количественному росту БКИ приходит процесс интеграции бюро в бизнес-процессы банков. В условиях роста процентных расходов кредитных организаций по привлеченным средствам физических лиц чистая процентная маржа по розничным операциям снижается. Банкам необходимо тщательно оценивать каждого клиента, снижать риски потерь и мошенничества. Поскольку вся экономически активная часть российского населения кредитными бюро уже охвачена, конкуренция между бюро будет фокусироваться на качестве данных и уровне аналитических услуг. Сейчас лишь немногие заемщики сознательно проверяют свою кредитную историю, чтобы понять, по каким мотивам банк принял отрицательное решение и отказал в предоставлении кредита, не оформлен ли кредит мошенниками на имя заемщика, правильно ли внесены данные в кредитную историю. Даниэль Зеленский считает, что «в ближайшие два года доля ответственных заемщиков, которые сознательно относятся к формированию своей кредитной истории, будет стремительно расти».
Луиза БЫЧКОВА, Анна ДУБРОВСКАЯ
Таблицу и инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.