Минфин намерен слить Пробирную палату и Гохран в федеральную службу по контролю за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней (Росдрагконтроль). Единственное изменение — поднимается статус органа контролирующего эту отрасль с госучреждения до «федерального органа исполнительной власти». По мнению Минфине, отсутствие необходимого статуса парализовало работу Пробирной палаты и Гохрана, а госконтроль за оборотом драгметаллов и драгкамней не осуществлялся с мая 2009 года.
Как сообщил вчера директор административного департамента Минфина Александр Ахполов, новая федеральная служба сможет заработать с начала 2012 года. Для этого министерством уже подготовлены и 5 апреля опубликованы в рамках антикоррупционной экспертизы на официальном сайте ведомства проекты указа президента об образовании Росдрагконтроля и постановления правительства. Новая структура, которая будет подконтрольна Минфину, создается на базе Пробирной палаты и Гохрана РФ.
Основная причина, почему Минфину потребовалось создавать Росдрагконтроль, по словам Александра Ахполова в том, что с мая 2009 года Гохран и Пробирная палата не могут исполнять функции по контролю в сфере оборота драгметаллов и драгкамней. Такую коллизию создал вступивший в силу в мае 2009 года закон № 294 «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». По нему госконтроль могут осуществлять только федеральные органы исполнительной власти. Таким образом, по словам, Александра Ахполова «Гохран и Пробирная палата выпали из системы государственного контроля». Чиновник так же сообщил, что последние два года они проводили проверки только по обращениям правоохранительных органов. Но, по словам Александра Ахполова, госконтроль осуществлявшийся Гохраном и Пробирной палатой имел «встроенный характер — в целях проверки технологической цепочки». Без результатов такого контроля Росфинмониторинг, Федеральная таможенная служба, ФНС не могут исполнять ряд своих функций. «Налоговая служба рассчитывает НДПИ по результатам предварительной оценки, Таможенная служба без результатов этого контроля не может выдать разрешения на экспорт» — сообщил Александр Ахполов. По его словам за те два года, когда не осуществлялся постоянный контроль над отраслью, возросло количество нелегальной продукции, что, в свою очередь, привело также и к росту нелегальной добычи металлов.
Теперь, в отличии от Гохрана и Пробирной палаты, имевших статус госучреждений, Росдрагконтроль станет «федеральным органом исполнительной власти». По функциям новое ведомство окажется полным наследником ликвидируемых пробирной палаты и Гохрана РФ. Ему вменяется осуществлять «функции по госконтролю за соблюдением требований законодательства в сфере добычи, производства, переработки, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней». Единственное изменение, Росдрагконтролю жестко определена штатная численность центрального аппарата «в количестве 150 единиц» и территориальных органов — «в количестве 350 единиц». В структуре центрального аппарата предусмотрено создание до 6 управлений по основным направлениям деятельности. Руководителю Росдрагконтроля разрешено иметь до 3 заместителей. Положения сокращаемых госучреждений таких ограничений не содержали.
Петр НЕТРЕБА