Национальный банковский совет рассмотрел комплекс мер по совершенствованию надзора, принятых Банком России по результатам проверки Генпрокуратуры. Члены совета сочли меры ЦБ недостаточными для изменения ситуации и предложили создать рабочую группу для более радикального реформирования системы банковского регулирования.
Вчера департамент внешних и общественных связей Банка России сообщил о том, что во вторник Национальный банковский совет (НБС) рассмотрел четыре представления Генпрокуратуры по итогам проверки Банка России. Напомним, что проверка проводилась в конце прошлого года и выявила в системе банковского надзора целый ряд нарушений (см. справку). Представления Генпрокуратуры, как сообщили Ъ в ЦБ, были приняты советом «к сведению». Вместе с тем член НБС, зампред банковского комитета Госдумы и президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков подтвердил, что совет был ознакомлен также с комплексом мер ЦБ по исправлению выявленных Генпрокуратурой нарушений, но счел их недостаточными. «Совет согласился с предложением по формированию рабочей группы, которая будет предлагать более радикальные меры»,— сообщил он Ъ.
По сведениям Ъ, по итогам проверки Генпрокуратуры глава ЦБ Сергей Игнатьев издал приказ из 17 пунктов с мерами по устранению выявленных недостатков. В частности, будут подготовлены изменения в закон о ЦБ, включающие в компетенцию совета директоров Банка России вопрос об утверждении положения о комитете банковского надзора. Также предполагается изменить ряд нормативных актов ЦБ для сокращения сроков рассмотрения запросов банков. Кроме того, наложен запрет на участие в проведении проверок кредитных организаций более 1500 служащих ЦБ, имеющих акции или входящих в органы управления комбанков. Последним пунктом своего приказа Сергей Игнатьев закрепляет «практику обязательного подробного раскрытия мотивирующей информации» заявителю в случае отказа выдать лицензию или принять банк в систему страхования вкладов. Контроль за исполнением приказа возложен на первого зампреда ЦБ Геннадия Меликьяна.
Однако, как признались Ъ присутствовавшие на заседании члены НБС, вводимые ЦБ меры не смогут исправить ситуацию в банковском надзоре. По словам председателя финансового комитета Совета федерации Сергея Васильева, ему приказ Сергея Игнатьева показался «совершенно техническим». «Другое дело, что ЦБ его издал, исходя из своего понимания, так как не со всеми выводами Генпрокуратуры согласился»,— сообщил он. «Приказ предполагает принятие мер в рамках законодательства,— пояснил Анатолий Аксаков.— Мы же в рамках рабочей группы подготовим поправки в законы».
По словам члена НБС, зампреда банковского комитета Госдумы Павла Медведева, рабочая группа по изменению законодательства будет сформирована на ближайшем заседании совета. Однако результаты ее деятельности вряд ли появятся раньше следующего года
Правда, банкиры, пострадавшие
Игорь МОИСЕЕВ
Что нашли прокуроры в Банке России
По итогам проверки, проведенной Генпрокуратурой в конце прошлого — начале нынешнего года, в ЦБ было внесено четыре представления. Первое касается практики принятия надзорных решений, при которых допускался неравный подход к банкам. В частности, КБН разрешил ряду банков (МБРР, Банку Москвы, Альфа-банку, банку «Русский стандарт», Промстройбанку, ВТБ, Сбербанку) считать субординированные займы элементом собственных средств до издания положения, позволяющего это делать другим кредитным организациям.
Второе представление предлагает устранить нарушения законодательства о страховании вкладов физических лиц. В частности, проверка установила, что ЦБ не исключает банки из системы страхования вкладов, несмотря на то что они допускают нарушения критериев участия в ССВ. Всего такие нарушения допускали четыре банка — Газэнергопромбанк, Московский нефтехимический банк, Росбанк и Самолетбанк.
Третье представление предлагает Банку России усилить контроль за деятельностью своих территориальных учреждений по борьбе с отмыванием денежных средств. В нем проверяющие отмечают формальный подход к надзору со стороны теруправлений ЦБ. В частности, только Московское ГТУ за первый и второй кварталы 2006 года не применило штрафных санкций к 186 банкам за нарушение сроков предоставления отчетности.
В четвертом представлении Генпрокуратура отмечает нарушения при прохождении службы сотрудниками ЦБ. В частности, проверяющие выявили, что более 1500 сотрудников ЦБ входят в состав советов директоров банков или владеют их долями и акциями, что, по мнению Генпрокуратуры, создает «конфликт интересов и почву для коррупционных проявлений».