Чистый отток капитала из российской экономики в I квартале 2011 г., как сообщил на этой неделе ЦБ, превысил $21 млрд. То есть по сравнению с январем и февралем, когда он составил $11 млрд и $6 млрд соответственно, в марте он сократился примерно до $4 млрд. На первый взгляд, улучшение очевидно. Однако не стоит забывать, что нетто-показатель не отражает всей картины происходящего в экономике.
В материалах ЦБ также отмечается, что валовой отток за три первых месяца достиг почти $30 млрд, что почти в три раза выше уровня I квартала 2010 г. и практически равно по объему оттоку IV квартала 2010 г. Чистый показатель выглядит гораздо лучше благодаря значительному увеличению притока иностранного капитала, основную часть которого составили прямые иностранные инвестиции. Иначе говоря, с учетом всевозможных допущений и упрощений, получается, что иностранные инвестиции, которые приходят в Россию, используются не на повышение эффективности экономики страны или создание экспортных мощностей, а инвестируются за рубеж. Если совсем упростить этот тезис, то выходит, что российские компании занимают за рубежом для того, чтобы инвестировать за рубеж.
В принципе, в этом нет ничего самого по себе крамольного, если бы не тот факт, что эти займы часто остаются обязательствами российских юридических лиц, при том что реальной возможности истребовать иностранные активы
Еще одним тревожным показателем и еще одним доводом в пользу мнения о снижении устойчивости российского платежного баланса является увеличение внешнего долга в I квартале 2011 г. на $16 млрд, которое на три четверти было обеспечено заимствованиями корпоративного сектора. Мне уже приходилось писать, что чистый прирост внешнего долга на фоне чистого оттока капитала особенно опасен, так как де-факто это означает, что в случае неблагоприятного развития событий Центробанк будет вынужден активно тратить международные резервы, накоплению которых нынешняя ситуация никак не способствует.
Можно вспомнить, как в 2007 г. — первой половине 2008 г. за счет положительного сальдо счета финансовых операций резервы выросли более чем на $100 млрд, за счет чего была профинансирована значительная доля оттока капитала во втором половине 2008 — начале 2009 г. На этот раз это не так. Долг растет, потенциальный отток капитала в случае развития нового финансового кризиса — тоже, а резервы ЦБ — практически нет, так как за счет привлекаемого долга финансируется покупка активов в других странах.
Если в ближайшем будущем приток краткосрочного иностранного капитала, скорее всего, продолжится, способствуя укреплению рубля, то в среднесрочной перспективе стоит ожидать усиления оттока капитала, типичного для второй половины каждого года. Не исключено, что примерно в тот же период если не прекратится, то, по крайней мере, замедлится и приток в страну «длинных» денег — типичное явление перед любыми президенскими выборами, какими бы предсказуемыми они бы не были. Значит, сальдо финансового счета останется отрицательным.
Причины оттока капитала вполне известны и в основном относятся к неудовлетворительному, по мнению многих представителей российского бизнеса, соотношению риска и доходности инвестиций на российском рынке. Россия — страна с дорогой рабочей силой, высокой социальной нагрузкой и высокими налогами и таможенными барьерами. Поэтому многие просто инвестируют в другие страны, пусть даже в Украину, где стоимость труда существенно ниже. Все это, естественно, не очень хорошо.
Однако, можно взглянуть на ситуацию и с другой стороны. Многие страны, в которых рабочая сила стоит еще дороже, испытывают устойчивый нетто-приток капитала. Связано это с тем, что с учетом производительности труда рабочая сила там выглядит не так уж и дорого. Что касается России, то работаем мы примерно так же эффективно как, скажем, украинцы, но получаем за эту работу в среднем почти в три раза больше. Так что, может быть, жаловаться особенно и не на что. Если более серьезно, то очевидно, что российская экономика, особенно в условиях высокого ненефтяного дефицита бюджета, институционально неспособна переварить весь приток обрушившихся на нее нефтедолларов без скачка инфляции и образования пузырей. Поэтому в текущих условиях отток капитала является основным гарантом макроэкономической стабильности, о чем, правда, я тоже уже писал.
Алексей МОИСЕЕВ