На прошлой неделе УК «Атланта» вывела на ММВБ паи закрытого фонда художественных ценностей «Атланта арт». Правда, торги еще не проводились, сообщил вчера «Ведомостям» представитель УК. А на следующей неделе на ту же биржу выходит другой закрытый фонд — «Собрание. Фотоэффект» под управлением УК «Агана». Так что оба существующих в России арт-ПИФа становятся биржевыми.
Закрытые ПИФы художественных ценностей в России разрешили создавать только в прошлом году. Доходы пайщиков формируются за счет роста стоимости арт-объектов, а также их экспонирования. Но стать пайщиком закрытого фонда можно лишь в период его формирования.
Биржевые торги и наличие признаваемой котировки существенно повысят ликвидность паев, привлечет новый круг инвесторов — НПФ, иностранные фонды, говорится в презентации фонда «Агана».
Обычно биржевой лот равен одному паю. Расчетная стоимость пая «Собрание. Фотоэффект» на 31 марта 2011 г. — 498 809,83 руб., а «Атланта-арт» — 489 713 руб.
Активы фонда «Атланта-арт» — альбом жанровых итальянских зарисовок Карла Брюллова, который оценен в 130,5 млн руб. (СЧА фонда на 31 марта).
В «Собрание. Фотоэффект» секьюритизированы 19 коллекций, четыре из которых — личные архивы видных деятелей ХХ в., в том числе Иосифа Сталина. Всего в фонде представлены работы 250 фотографов разных эпох и школ.
Стоимость чистых активов «Собрание. Фотоэффект» оценена в 14,06 млрд руб. По данным Skates Art Market Research, активы зарубежных арт-фондов составляют $60—100 млн. Получается, «Собрание. Фотоэффект» — самый крупный в мире арт-фонд.
Доход от инвестиций в «Атланта-арт» дадут экспонирование активов и рост их рыночный стоимости.
Пайщики фонда «Собрание. Фотоэффект» смогут получать доход за счет экспонирования и аукционных продаж работ. «В год планируется реализовать 5—10% активов фонда «Собрание. Фотоэффект», — говорит заместитель гендиректора УК «Агана» Екатерина Александрова. По ее прогнозам, доходность инвестиций в фонд составит 12%.
К примеру, годовая доходность австрийского Fine Art Photography Fund (инвестирует в раритетные принты американских и европейских фотографов) составила 10% с даты основания, а за 2010 г. — 9,6%.
«Инвестиции в искусство через биржевые фонды рискованны
Маргарита ПАПЧЕНКОВА