«Когда идешь в магазин с детьми, никогда не знаешь, сколько и на что потратишь», — рассказывает Евгения. Она готова смириться с этим. Но она не готова мириться с тем, что она не только понесет ощутимые убытки, но и будет вынуждена отстоять огромную очередь в кассу, где принимают карточки (а много ли у вас сейчас в кармане «лишних» наличных?).
Но в магазине «Детский мир» хорошо знают, как помочь такому клиенту. Евгении посоветовали по-быстрому оформить карточку, которая позволит расплачиваться очень быстро, да к тому же предоставляет скидки.
Предложение на кассе:
— Хотите оформить карту «Детского мира»?
— Почему бы и нет — еще одна скидочная карта.
— Пройдите к той девушке.
У стойки с девушкой.
— Заполните анкету, пожалуйста…
— Да, конечно. А зачем вам паспортные данные и место регистрации?
— У нас такие правила.
— Ну ладно…
— Вот ваша карта.
Все, как обычно, происходило на бегу, и клиент не сильно вчитывается в то, что ему дают заполнить и подписать. И лишь дома, в спокойной обстановке прочитав все прилагающиеся к карте информационные буклеты, наш герой выясняет, что стал клиентом Московского банка реконструкции и развития (МБРР) и обладателем его кредитной карты. По полученной карте магазин «Детский мир» действительно предоставляет скидки, то есть она совмещает в себе функции дисконтной и кредитной карт. В нашей истории после внимательного изучения полученной документации было принято решение счет закрыть. Но, как выяснилось, сделать это не
Посмотрим на ситуацию с другой стороны. Ничего страшного не произошло, просто в довесок к дисконтной карте вы получили еще и кредитную. Это даже удобно: не надо носить с собой дополнительный «пластик». По одной карте вы и скидку в магазине получите — а в случае отсутствия нужной суммы за вас заплатит банк, — и расплатиться удастся без нервов и затруднений — впомните про особенности походов в детские магазины.
Нужно только внимательно следить за тем, во сколько обойдется вам эта покупка.
В первую очередь стоит напомнить, что банки стараются утаить от своего клиента максимум информации, дабы не спугнуть его своими ставками и процентами. Фраза «выгодные условия», прозвучавшая из уст банковского представителя, обязательно должна насторожить, так как банк никогда не будет работать себе в ущерб: все понесенные им траты вам придется восполнить с немалыми процентами.
Вернемся к нашему конкретному примеру. Банк МБРР предлагает покупателям в магазинах «Детский мир» кредитные карты «Клуб Детский мир», которые бывают трех типов: Visa Electron, Visa Classic и Visa Gold. Если вы стали обладателем Visa Electron, то годовая комиссия с вас не снимается, а вот ставка по кредиту составит 28% годовых в рублях или 23% в долларах. Минимальная сумма ежемесячного погашения равняется 10%. Если это карта Visa Classic, то годовая комиссия составляет 900 рублей или $30. Ставка по кредиту в этом случае — 24% годовых в рублях или 19% в долларах, а минимальная сумма ежемесячного погашения здесь — 5%. Обслуживание карты Visa Gold обойдется вам в 4,5 тысячи рублей или $150 в год. Ставка по кредиту — 24% годовых или 19% в долларах, минимальная сумма ежемесячного погашения — 5%. Все эти условия находятся не в вашей заявке на кредит, а в совсем другом документе — «Тарифы за осуществление расчетов по операциям с использованием кредитных карт «Клуб Детский мир»», который и надо категорично требовать.
Банкиры уже давно делают ставку на невнимательность покупателя при прохождении стандартной процедуры оформления дисконтных карт магазинов. При упрощенной процедуре выдачи кредитной карты банк всегда будет требовать большие проценты за предоставление самого кредита. Чтобы вам впоследствии не пришлось удивляться тем процентам, по которым придется возвращать долг банку, при подписании договора все интересующие вопросы лучше задать представителю банка лично.
Практика сотрудничества торговых сетей и банков сейчас выходит на новый уровень. Вместо кредита на мелкие покупки вам сразу предлагают оформить банковско-магазинную карточку. «Азбука Вкуса», к примеру, в сотрудничестве с Экспобанком предлагает клиенту две различные по скидкам и услугам дисконтно-платежные карты, которые также подразумевают оформление кредита. Готовится аналогичный продукт и в сети «Перекресток». Для банков это очень выгодная стратегия, когда благодаря такому маркетинговому ходу потенциальному клиенту практически откровенно навязывается банковская услуга. А магазины фактически превращаются в агентов-распространителей, получая шанс увеличить платежеспособный спрос на свои товары. В случае с МБРР и «Детским миром» это особенно выгодно для их совместного владельца — АФК «Система».
Но оплачивает существование всей выгодной схемы потребитель-заемщик. Который и должен контролировать, сколько и за что он платит.
Марина КАДЫКОВА