Первый год правления Мишеля Перирэна не сильно приблизил МДМ-банк к анонсированной цели — войти в тройку ведущих розничных банков. Работа с корпоративными клиентами становится все более весомой для МДМ, а розница пока приносит убытки.
О приходе Перирэна на пост предправления МДМ-банка стало известно в феврале прошлого года. А в июне Перирэн представил обновленную стратегию банка. К 2010 г. он должен стать универсальным и войти в тройку ведущих кредиторов малого и среднего бизнеса, а также населения с розничным кредитным портфелем в $5 млрд, рассказывал Перирэн.
Активы банка будут расти немного быстрее рынка и к 2010 г. вырастут в пять раз до $18 млрд, предрекал Перирэн. В прошлом году так и вышло. Активы МДМ-банка выросли на 51%, а у всех российских банков вместе взятых — на 44%.
Заработки банка увеличились не столь существенно — его чистая прибыль возросла на 15% до 4,5 млрд руб. Скромнее стал вклад инвестиционного блока — в 2005 г. он обеспечил 40% прибыли, а в прошлом — 34%. Убыток от розничного бизнеса — 1,3 млрд руб.
Наиболее сильное направление у банка — работа с корпоративной клиентурой. Однако на нем сложнее противостоять зарубежным конкурентам, да и инвесторы ценят его меньше всего. Так что банку придется перестраиваться, убежден знакомый с ситуацией в МДМ банкир.
Банк развивается согласно стратегии, и розничный бизнес не исключение, уверяет зампред правления банка Андрей Ильин. Более того, рост розничного кредитного портфеля опережает планы, передал Ильин через пресс-службу. Успел МДМ получить и нежелательных заемщиков: доля просроченной задолженности по автомобильным экспресс-кредитам и пластиковым картам (в сумме они дают более четверти розничного портфеля) у банка превысила 10%. В результате банк ужесточил параметры скоринга и активизировал деятельность по сбору просроченной задолженности, уверяет Ильин. «Розничный бизнес находится в стадии становления; туда инвестируются значительные ресурсы», — объясняет Ильин. Объем инвестиций в банке не раскрывают. Но отмечают, что только число точек продаж автокредитов выросло в прошлом году в 2,5 раза до 450.
Аналитик Альфа-банка Наталия Орлова в убыточности ритейлового бизнеса МДМ-банка не видит ничего удивительного — ведь примерный срок его окупаемости — 3—4 года.
Быстрых результатов от Перирэна никто и не ждал, банк ориентируется скорее на качественных клиентов, как «Райффайзен», чем на всех подряд, как «Русский стандарт», считает старший аналитик «Уралсиба» Антон Табах. «Даже «Райффайзену», который вышел на рынок раньше, понадобилось несколько лет, чтобы стать лидером», — отмечает он. Зато в МДМ улучшилось качество корпоративного управления, банк стал лучше общаться с инвесторами, отмечает Табах.
РОЗНИЧНЫЙ БИЗНЕС МДМ
Розничный кредитный портфель МДМ вырос на 53% до 26,9 млрд руб. (средний показатель просроченной задолженности — 5,1%), а депозиты сократились на 30% до 9,1 млрд руб. У всех российских банков за прошлый год кредиты населению увеличились на 75%, вклады — на 38%.
90% акций МДМ-банка контролирует Сергей Попов, 10% — Мартин Андерссон. Активы группы МДМ, в которую входят МДМ-банк и небольшой Латвийский торговый банк, за прошлый год по МСФО составили 243 млрд руб., капитал — 29,9 млрд руб., чистая прибыль — 4,5 млрд руб.
Мишель Перирэн открывал первый дочерний иностранный банк в России — «Банк Сосьете Женераль Восток». Затем возглавил Райффайзенбанк, который вывел в десятку крупнейших российских банков и на лидирующие позиции среди «дочек» иностранцев по розничному бизнесу.
Анна БАРАУЛИНА, Василий КУДИНОВ