В минувшую пятницу съезд Ассоциации российских банков (АРБ) обвинил Банк России в неэффективности банковского надзора, субъективизме и чрезмерном давлении на банковскую систему. По мнению банкиров, соблюдение всех надзорных требований приводит к значительному росту затрат кредитных организаций. В ответ председатель ЦБ Сергей Игнатьев заявил, что нельзя построить систему эффективного надзора только на основе формальных критериев, поскольку «всегда можно подрисовать отчетность». Он считает, что «если отказываться от принципа мотивированного суждения, лучше вообще отказаться от банковского надзора, чтобы никого не обманывать».
Банковское сообщество уже полгода яростно критикует ЦБ за несовершенство надзора, и с каждым месяцем эта критика все отчетливее приобретает черты кампании, направленной против регулятора вообще и его председателя Сергея Игнатьева в частности. Как сказал на съезде АРБ
«Могу сказать, что мы действуем в полном соответствии с законом о ЦБ и банках и банковской деятельности, это подтверждает и судебная практика, — сказал Сергей Игнатьев. — А отзыв лицензий как крайняя мера наказания применяется только в том случае, если подавляющая часть операций, проводимых банком, представляет собой фиктивные операции. Нормальные банки на наши предупреждения реагируют вполне адекватно: находят законные способы избавиться от нежелательных клиентов».
Однако банковское сообщество к таким заявлениям относится с большой долей скепсиса. Как заявил РБК daily президент АРБ Гарегин Тосунян, сегодня надзор рассматривается как инструмент подавления банковской системы якобы с целью защиты стабильности системы и клиентов банка. «Это приводит к тому, что 99% банков, чувствуя на себе давление ЦБ, постоянно перестраховываются и, как следст вие, работают не так эффективно, как могли бы», — уверен Гарегин Тосунян.
Эта полемика вокруг ЦБ уже разделила банковское сообщество на «голубей» и «ястребов». «Ястребы» настаивают на том, что пришла пора подумать о выделении банковского надзора из Банка России и рекомендуют рассмотреть вопрос о создании мегарегулятора. В феврале с такими заявлениями выступил член Национального банковского совета, председатель банковского комитета Госдумы Владислав Резник. После чего им были подготовлены рекомендации, которые предполагают существенно урезать полномочия ЦБ, связанные с банковским надзором. Как стало известно РБК daily, на днях эти рекомендации были поддержаны большинством членов банковского комитета Госдумы — против высказался лишь первый зампред комитета Павел Медведев.
«Голуби» между тем высказываются против изъятия у Центробанка функций банковского надзора, хотя и называют его неэффективным. В частности, по словам Гарегина Тосуняна, механическое выделение надзора из ЦБ ничего не даст, поэтому лучше пойти по пути его усовершенствования.
По мнению же Сергея Игнатьева, отделение банковского надзора от ЦБ будет иметь очень сомнительные выгоды для страны, а ущерб очевиден: на несколько лет эффективность надзора будет резко снижена. «В то же время я не могу утверждать, что в Банке России работают только абсолютно честные люди, — заявил Сергей Игнатьев, обращаясь к участникам съезда. — Поэтому я вас прошу, если
Впрочем, участники съезда, с которыми удалось пообщаться корреспонденту РБК daily, с большим интересом обсуждали не направления совершенст вования банковского надзора, а дальнейшую судьбу нынешнего председателя Банка России. Одни предрекали его отставку до конца 2007 года, а другие заверяли корреспондента РБК daily, что это произойдет не раньше следующего года, поскольку Сергею Игнатьеву удалось убедить власти в нецелесообразности резких перемен в ЦБ до перевыборов президента.
Игорь ПЫЛАЕВ