Сетевой ритейл помог факторинговым компаниям пережить тяжелые времена кризиса. Но теперь на этом рынке у них появились конкуренты: факторинговым бизнесом решили заняться сами розничные сети. Однако эксперты сомневаются, что им удастся создать полноценные факторинговые структуры. Для этого не хватает опыта, технологий и крепкого «финансового плеча», не говоря уже о сложностях с антимонопольным законодательством.
В период экономической нестабильности многие поставщики предоставляли отсрочку платежа только розничным сетям, на которых приходился основной объем финансирования у факторов. За это время большинство игроков сегмента розницы регламентировали порядок работы с факторами, что и привело к динамичному росту доли розничных компаний в портфелях. «На сегодняшний день доля розничных сетей в факторинговом портфеле нашего банка составляет более 30%, и мы прогнозируем увеличение этой доли», — рассказывает руководитель факторингового направления Московского кредитного банка Максим Микульшин. «Поставщики сетей всегда были и остаются одним из самых лакомых кусков для большинства факторов. Повышенный интерес факторов обусловлен надежностью большей части сетевых покупателей, — добавляет заместитель генерального директора факторинговой компании «Лайф» Александр Федоров. — Кризис 2008 года показал, насколько устойчив российский сетевой бизнес, те ритейлеры, что прошли это испытание, пользуются у факторов повышенным доверием». Если говорить в целом, то у розничных сетей два основных преимущества: устойчивый платежеспособный спрос с выходом на финал цепочки создания стоимости товара (физические лица) и отлаженные бизнес-процессы. Эти два критерия позволяют факторам хорошо контролировать риски в работе с поставщиками торговых сетей. Эти же критерии нивелируют различия в сервисной составляющей бизнеса факторов, оставляя им возможность конкурировать либо по цене услуги, либо по «качеству доступа» к торговой сети. «Здесь и кроется основная причина негативных с точки зрения развития рынка факторинга процессов. Функция управления дебиторской задолженностью фактически выполняется торговой сетью. Факторов это, с одной стороны, расхолаживает, а с другой — стимулирует на снижение ставок комиссий», — отмечает исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний Дмитрий Шевченко. «Да, есть такая ниша, но доходность по операциям финансирования поставок в федеральный ритейл не очень высокая. Кроме того, стоит принимать во внимание тот факт, что при работе сетей по факторингу имеет место быть «рынок покупателя», причем речь идет не о поставщиках, а о самих ритейлерах, диктующих правила и поставщикам, и фактору, — рассуждает заместитель председателя правления Национальной факторинговой компании (НФК) Корнелиу Робу. — Не хотелось бы испытать на себе переменчивое настроение сетей, с которым столкнулись некоторые игроки рынка факторинга в 2010 году». Тем не менее нельзя отрицать очевидное: активизация отношений между факторами и розничными сетями действительно стала одним из основных драйверов роста рынка факторинга. «Действительно, травма, нанесенная кризисом, заставила большинство факторов однобоко пересмотреть подходы к рискам. На этом фоне поставщики крупных розничных сетей (как правило, торговые компании) стали лакомым куском и желанным клиентом», — соглашается заместитель начальника управления факторинга ЗАО «Юникредит банк» (группа «Юникредит») Геннадий Золкин. Объясняется это достаточно просто: стабильный спрос, есть отсрочки платежа, прозрачные и понятные риски публичных дебиторов.
Кризис показал преимущества
При факторинге очень важно правильно оценивать профильные риски. В случае работы с крупной розничной сетью факторы полагают, что рисковая составляющая минимальна. Это дает преимущества поставщикам сетей как с точки зрения минимизации стоимости факторинга для них, так и с точки зрения практически неограниченных объемов финансирования по данным операциям. «Сети в этом случае получают дополнительную свободу в ассортиментной политике, в частности в расширении СТМ, и весомые аргументы для пересмотра условий поставки (цены, сроков отсрочки, объемов и пр.). И за это им, как правило, абсолютно ничего не нужно платить. Очевидно, что при умелом использовании факторинга сети могут получить весомое конкурентное преимущество», — рассказывает директор департамента факторинга банка «Петрокоммерц» Александр Морозов. «Сегодня мы эффективно сотрудничаем с крупными федеральными и региональными сетями, еще несколько лет назад настроенными скептически по отношению к факторингу. Последствия кризиса оказали определенное воздействие. Отсрочки платежа — это тот механизм, на котором держится финансовая стабильность средних и небольших сетей», — добавляет вице-президент, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов. Для поставщиков таких сетей факторинг в условиях кризиса оказался едва ли не единственным способом выжить, не утратить конкурентоспособность по отсрочкам и сохранить за своим товаром место на полках.
Нельзя забывать и о том, что ритейл теперь регулируется государством: в результате принятия закона о торговле на законодательном уровне закреплены требования к договорам поставки продовольственных товаров, максимально допустимые отсрочки платежа в зависимости от срока годности товара и т. д. Все эти нормы напрямую влияют на взаимодействие трех сторон факторинговой операции: сети, поставщика и фактора. «И сети зачастую оказываются не в лучшем положении. Поэтому все чаще осознается ценность тех возможностей, которые предоставляет факторинг», — констатирует Виктор Носов. Например, это период ожидания, начинающийся после наступления срока оплаты поставки. В среднем по рынку он составляет 45 дней. При факторинге с регрессом (если не заплатила сеть, обязательства по оплате переходят к поставщику) период ожидания позволяет решить вопрос об оплате поставки — либо сеть изыскивает средства, либо наступает регресс, и поставщик возвращает ранее выданные деньги банку. Но до 90% средств поступает на счет поставщика в соответствии с договором факторинга в течение максимум трех дней с момента предоставления отгрузочных документов в банк. То есть оплата за поставку прошла, но не полностью. «Если предмет поставки — скоропортящийся товар, то мы получаем срок оплаты 10 дней плюс до 45 дней за счет использования периода ожидания», — поясняет Виктор Носов. «Со слов самих ритейлеров, с которыми у нас выстроены доверительные отношения, можно сказать, что факторинг в их обороте занимает менее 30% и кризис на этот показатель не оказал существенного влияния. Для ФК «Лайф» сети остаются наиболее надежными партнерами, но, поскольку мы работаем со всем рынком дебиторов, ритейлеры не занимают в нашем портфеле существенную долю, но являются одними из крупнейших дебиторов. Похожая картина и в других факторинговых компаниях, не ограничивающих свою работу исключительно поставщиками сетей», — резюмирует Александр Федоров.
«Карманный» фактор
Многие сетевые ритейлеры в период кризиса поняли, что работа с факторинговыми компаниями — это удобно и выгодно. Но отдельным игрокам не дает покоя опыт Wal-Mart в США. Напомним, что в кризис крупнейшая американская сеть запустила собственную программу финансирования своих поставщиков. Поставщики Wal-Mart, большая часть которых — это представители малого и среднего бизнеса, согласно схеме получали гарантированные платежи от банков — парнеров Wal-Mart (Wells Fargo и Citibank) по заявкам и закупкам, подтвержденным ритейлером. Оплата происходила между 10-м и 15-м днем отгрузки товара, в то время как раньше они получали ее между 60-м и 90-м днем. Сразу несколько крупных российских сетевиков решили сами заняться факторингом. «Действительно, в последнее время все чаще появляются сообщения о планах розничных сетей развивать собственные факторинговые проекты. Однако сделать выводы о целесообразности такого решения можно будет лишь спустя какое-то время», — подтверждает Максим Микульшин. «Этот процесс уже происходит. Сети понимают добавленную стоимость факторинга, понимают, что это не только и не столько деньги, сколько услуги, связанные с управлением дебиторкой и рисками торговых операций… Создание сетью собственной факторинговой компании оставляет банкам только функцию финансирования, которую можно реализовать и через кредитную схему, а независимые факторинговые фирмы вынуждает конкурировать в рамках антимонопольных процедур либо расширять круг дебиторов», — добавляет Дмитрий Шевченко. «Те игроки рынка факторинга, которые специализируются на финансировании поставок в адрес розничных сетей, могут испытать существенный дискомфорт при условии, если хотя бы 2—3 крупных ритейлера создадут свои факторинговые компании», — соглашается Корнелиу Робу. О намерении создать собственную факторинговую структуру уже заявила X5. Есть вероятность того, что большая часть оборота, проходящего сейчас через банки, финансирующие поставщиков этих сетевиков, будет переведена на собственные факторинговые компании, а банкам придется или сворачивать факторинговый бизнес, или думать о развитии инфраструктуры, позволяющей работать с другими клиентскими сегментами и предлагать более сложные продукты с высокой добавленной стоимостью относительно финансирования.
Но далеко не все так пессимистично оценивают перспективы работы факторов с крупными сетевыми ритейлерами. «Вероятность того, что
Не та стезя
Многие из опрошенных «Ко» экспертов сомневаются, что сетям удастся создать полноценные факторинговые компании. «Это серьезный шаг, требующий знания технологий и наличия крепкого «финансового плеча», не говоря уже о затратах на инфраструктуру и программное обеспечение», — указывает Александр Федоров. Теоретически на базе федеральной сети можно сделать неплохой факторинговый бизнес, на практике же подобные инициативы упираются не только в требования Федеральной антимонопольной службы (ФАС), но и в рыночные барьеры, и в нежелание поставщиков рушить устоявшиеся отношения со своими факторинговыми структурами. Поставщики, как правило, работают не с одним покупателем и им важно получать качественный сервис и финансирование всех своих поставок, добавляет эксперт. «Я думаю, что никаких сложностей не будет, кроме, пожалуй, удивленного выражения лиц сотрудников ФАС, но у ритейлеров богатый опыт общения с этой государственной структурой, думаю, что и здесь найдется удовлетворяющее всех решение», — не соглашается Корнелиу Робу. Но, с другой стороны, ритейлеры все равно не смогут избавиться от существующих на рынке факторов — дабы избежать обвинений ФАС. Во-вторых, многие факторы предоставляют услуги клиентам по целому комплексу дебиторов. Причем не обязательно, чтобы все были сетями. В-третьих, факторы-банки предлагают целый ряд других кредитных продуктов и прочих услуг, комплексное использование которых положительно сказывается на их стоимости для клиента. В-четвертых, для первоклассных банков стоимость фондирования все равно будет дешевле. Ну и, в конце концов, факторинг не является специализацией ритейлеров. «Весьма вероятен и даже уже существует на рынке третий сценарий, когда ритейлер или аффилированная структура ритейлера оказывает ряд необходимых информационных услуг фактору, включая верификационные и маркетинговые. При этом ритейлер напрямую факторингом не занимается, но свои комиссии получает», — резюмирует Геннадий Золкин.
Корнелиу Робу, заместитель председателя правления Национальной факторинговой компании (НФК):
«Финансирование в размере 100% и полностью электронный документооборот — это два ключевых преимущества нашего продукта «Закупочный факторинг». Схема работы по продукту предполагает финансирование поставщика сети после того, как сеть подтверждает получение товара. Фактически наш продукт позволяет соблюдать паритет интересов — сеть получает отсрочку, а поставщик — оплату по факту. Кроме того, в рамках «Закупочного факторинга» есть такая опция, когда мы можем купить дебиторскую задолженность поставщика».
Максим Микульшин, руководитель факторингового направления Московского кредитного банка:
«За время работы на рынке факторинговых услуг Московский кредитный банк накопил большой опыт сотрудничества с розничными сетями. Опираясь на опыт и понимание специфики их обслуживания, мы разработали специальную программу факторинга для крупных торговых сетей. Программа предусматривает различные формы работы: как с регрессом, так и без регресса, максимально короткие сроки рассмотрения заявки, установление лимитов финансирования в объемах, которые ограничиваются лишь торговыми операциями между розничной сетью и клиентом, индивидуальный подход к определению стоимости факторингового обслуживания. Также стоит отметить и возможность выплаты финансирования в размере до 100% от суммы поставки на условиях отсрочки платежа до 180 календарных дней с предоставлением дополнительного льготного периода ожидания платежа.
Немаловажным моментом является возможность принятия на обслуживание клиента без истории работы с розничной сетью, только заключившего договор поставки. С целью упрощения документооборота мы предлагаем возможность работы по бездокументарному факторингу. Финансирование осуществляется без фактического предоставления отгрузочных документов в банк. Дополнительное преимущество работы с МКБ, заключается в согласованных формах трехсторонних уведомлений о переуступке дебиторской задолженности и постоянной работе над усовершенствованием порядка взаимодействия с розничными сетями. Одним из примеров такой работы является возможность самостоятельного уведомления банком розничных сетей, что позволяет оперативно выплачивать финансирование по поставкам, которые были осуществлены до заключения с банком договора факторинга. При увеличении объемов отгрузок в максимально сжатые сроки мы пересматриваем лимиты финансирования клиентов».
Максим ЛОГВИНОВ