Емкость рынка наличной валюты в феврале этого года выросла на 13% — до 13,6 млрд в долларовом эквиваленте. При этом обороты операций физических лиц по наличной иностранной валюте за месяц увеличились на 20% — до 11 млрд долларов.
Суммарный объем наличной иностранной валюты по всем источникам поступления, включая ее остатки в кассах уполномоченных банков в России, в феврале увеличился на 13%. Об этом говорится в обзоре состояния внутреннего рынка наличной иностранной валюты за февраль, опубликованном Центральным банком России.
Обороты межбанковского рынка увеличились на 28% — до 4 млрд долларов. Но гораздо активнее росли обороты физических лиц с наличной валютой — на 20%, до 11 млрд долларов.
В отчете ЦБ говорится, что в феврале на фоне традиционного повышения активности населения на внутреннем рынке наличной иностранной валюты, после затишья в январе, спрос на валюту незначительно превысил ее предложение. При этом в условиях ожидания возможного дальнейшего ослабления американской валюты к рублю физические лица на протяжении месяца активно продавали доллары. «И все же зимой обычно мы не наблюдаем активного оживления на рынке иностранной наличной валюты — такого, какое происходит летом, перед традиционным периодом отпусков, когда люди массово едут отдыхать за границу и покупают валюту», — говорит генеральный директор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков.
«Январь — период, когда люди традиционно едут в Европу на рождественские праздники и распродажи, а в феврале
В феврале с валютных счетов, открытых в уполномоченных банках, физические лица сняли 2,4 млрд долларов — на 13% больше, чем месяцем ранее. При этом население более активно снимало со счетов именно американскую валюту, что дало прирост к январю на 23%.
«Зимой этого года стало ясно, что от вкладов ждать высокой доходности особо не приходится. И та часть населения, которая умеет работать на фондовом рынке, обратила внимание на облигации российских эмитентов, так как вложения в них дают 12—13% годовых, против 5,6—10% годовых, которые можно получить в наших банках при сумме вклада свыше 100 тысяч рублей. Этим, быть может, тоже частично можно объяснить рост оборота наличной валюты в банках», — говорит Виктор Четвериков.
«Не стоит забывать и о том, что теневая экономика в стране не искоренена, и околобанковские структуры, занимающиеся нелицензированной деятельностью по обналичиванию денег, как работали, так и работают. При этом зимой этого года активность фирм по обналичке выросла, так как с 1 января в России увлечен размер социального налога — с 26% до 34%. Поэтому с целью избежать его уплаты часть операций российского бизнеса ушла в тень, тем самым увеличив и нагрузку на обналичку, а вместе с этим и процент по наличным валютным операциям», — считает Дмитрий Бобров.
Елена ГОСТЕВА