ЦБ рекомендовал банкам, сотрудничающим с агентами по приему платежей физлиц, контролировать их деятельность. По замыслу регулятора банки должны будут анализировать и контролировать денежные потоки платежных агентов, а при возникновении подозрений о нарушении антиотмывочного законодательства запрашивать необходимую информацию и передавать ее в Росфинмониторинг. Около трети владельцев терминалов действительно используют различные схемы для обхода закона, но ЦБ пытается закрепить за банками не свойственные им, по сути, надзорные функции, указывают участники рынка.
В «Вестнике Банка России» опубликовано письмо регулятора «О направлении рекомендаций кредитным организациям, обслуживающим клиентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физлиц» (41-Т). В самих рекомендациях регулятор сообщил, что несмотря на требование закона «О деятельности по приему платежей физлиц, осуществляемой платежными агентами» (103-ФЗ) о том, что платежный агент обязан использовать отдельный банковский счет для осуществления расчетов и зачисления на него денежных средств, полученных от клиентов, «имеются случаи осуществления платежными агентами операций по приему платежей физлиц без использования отдельного счета». В связи с этим ЦБ отмечает, что возникают условия «для вовлечения кредитной организации в осуществление противоправной деятельности».
Если банк выявляет, что деятельность клиента имеет признаки операций по приему платежей от физлиц (попадает под 103-ФЗ), то ему необходимо запросить клиента, почему он не использует специальный счет. Банку нужно довести до клиента информацию о требованиях законодательства, согласно которым использование такого счета необходимо.
Также ЦБ рекомендует банкам сопоставлять, анализировать и контролировать денежные потоки клиента-платежного агента, если он не открывает специальный счет. Для достижения этих целей ЦБ рекомендует банкам включать в договор с платежными агентами положения, предусматривающие обязанность последних предоставлять документы и информацию, а также давать необходимые письменные объяснения по оборотам на специальных счетах.
«Возможность обналичивать неучтенные денежные средства была одним из основных драйверов развития терминального рынка,— указывает исполнительный директор компании «Киберплат» Владимир Кузнецов.— Однако вступление в силу 103-го закона заметно снизило объем незаконно обналичиваемых средств, что сделало терминальный бизнес гораздо менее доходным. Иллюстрацией этого стало замедление роста объема платежей, осуществляемых с помощью терминалов. Однако многие игроки научились обходить законодательство, сейчас около 30% платежных агентов используют такую схему».
«Обязанность контролировать деятельность платежных агентов пытаются переложить на банки, хотя по сути это функция налоговых органов,— отмечает начальник департамента финансового мониторинга и валютного контроля Нордеа-банка Ирина Мусорина.— Это достаточно трудоемкая работа — оценивать и анализировать денежные потоки таких клиентов, да и просто выявлять их». «Но пока существует кнут в виде отзыва лицензии за нарушение антиотмывочного закона, банкам придется мириться с тем, что на них навешивают функции, которые к ним, по сути, никакого отношения не имеют»,— указывает представитель службы внутреннего контроля банка из топ-10.
Этим письмом ЦБ пытается интерпретировать девятую рекомендацию FATF, которая регулирует использование финансовых посредников при идентификации клиентов, отмечает председатель комитета АРБ по вопросам противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма Александр Наумов.— Ответственность за ее исполнение лежит на банке, заключившем договор с финансовым посредником. Контроль со стороны кредитной организации регламентируется законом о платежных агентах и законом о банках. Однако четкого порядка применения такого контроля в этом письме нет».
Юлия ЛОКШИНА, Василий НАНТАЙ