В марте Федеральная налоговая служба и Сбербанк объявили о том, что с апреля этого года налоги можно будет заплатить через сайт ФНС. Однако большинство пользователей интернет-банкинга встретили новость спокойно, поскольку пользуются этой услугой уже не первый день. Безналичная оплата с использованием платежных карт через сеть становится все более популярной, а интернет-банкинг открывает для его пользователей все большие возможности.
Представители банков не скрывают, что интерес клиентов к этому сервису довольно высок. «Доля новых клиентов, подключающих интернет-банк, сейчас гораздо выше, чем три года назад. Более 30% розничных клиентов нашего банка пользуются этой услугой», — рассказывает начальник управления развития дистанционных каналов банковского обслуживания «ЮниКредит Банка» Михаил Рудковский.
По оценкам специалистов, число пользователей интернет-банкинга будет расти. «Клиент дорожит своим временем, а интернет-банкинг позволяет его сэкономить, давая возможность общаться с банком из дома или с рабочего места», — объясняет популярность услуги директор департамента розничного бизнеса банка «Петрокоммерц» Владимир Вешняков. «С помощью системы дистанционного банковского обслуживания клиенты могут совершать банковские операции 24 часа в сутки семь дней в неделю через глобальную сеть Интернет в защищенном режиме», — вторит ему заместитель директора Департамента розничных банковских продуктов Связь-Банка Сергей Четверов.
От выписок до платежей
Возможности интернет-банкинга везде разнообразны. Как правило, с помощью этой услуги можно просматривать информацию об остатках и движении средств на счетах и банковских картах; получать информацию по кредитам, выписки по счетам и картам; осуществлять переводы между собственными счетами и платежи в другие банки, а также конвертировать средства по льготному курсу.
Однако это далеко не основные возможности сервиса, которые вызывают повышенный интерес у клиентов. Возможность оплатить «коммуналку» без очередей и комиссии привлекает их гораздо сильнее. Зайдя в интернет, можно погасить кредиты, пополнить электронные кошельки, оплатить сотовую и стационарную связь, коммунальные платежи, интернет, цифровое телевидение, товары интернет-магазинов, штрафы ГИБДД, обучение и пр.
Есть и уникальные возможности. Например, заместитель директора Департамента информационных технологий инвестиционного банка «КИТ Финанс» Александр Короленко обращает внимание на то, что в системе «КИТ Интернет» можно быстро перевести средства на брокерские счета клиента для участия в торгах на различных биржах. Другие банки позволяют через интернет открыть вклад (например, банк «Авангард»).
Количество услуг зависит от банка. В некоторых число получателей платежа (мерчантов) невелико, в других — значительно больше. Лидерство по количеству платежных возможностей держит система интернет-банкинга HandyBank. Если в банках количество поставщиков товаров и услуг в среднем составляет несколько сотен, то в HandyBank счет идет на тысячи. Участниками системы являются разные банки, например «Альта Банк», Банк «Ренессанс Кредит», «ИнтерПрогрессБанк» и др.
Копейка рубль бережет
Подключение услуги чаще всего бесплатное («ЮниКредит Банк», банк «Петрокоммерц», «Абсолют Банк», «Кит Финанс», Связь-Банк и др.). В некоторых банках выдача нового комплекта сеансовых ключей для доступа в систему обойдется в символическую плату. Например, в банке «Уралисиб» она стоит 50 руб.
Плата за пользование интернет-банкингом в большинстве своем отсутствует или невелика. Например, за пользование этой услугой в ВТБ24 придется заплатить 300 руб. в год.
Если же говорить о комиссии, то по большинству платежей она либо значительно ниже, чем в самом банке, либо ее попросту нет. Комиссия, как правило, взимается только за внешние платежи в другие банки, а также за некоторые виды услуг, где комиссия предусмотрена поставщиком. К примеру, в Москве оплатить коммунальные услуги через интернет можно без комиссии.
Безопасность безопасности
Интернет никогда не отличался конфиденциальностью. Давно устоялось мнение, что если данные попали в интернет, то их легко украсть. Поэтому многих клиентов, несмотря на все плюсы интернет-банкинга, этот факт останавливает. Однако банки серьезно подходят к вопросу обеспечения конфиденциальности и делают все, чтобы гарантировать клиенту безопасность использования этой услуги. «Сегодня клиенты проявляют интерес к инновационным банковским продуктам, которые обладают высокими технологическими свойствами. Именно поэтому в технологии, позволяющие развивать интернет-банкинг, инвестируются большие средства. При этом уделяется особое внимание системам безопасности и защиты данных клиентов», — комментирует Владимир Вешняков.
Как правило, система интернет-банкинга включает в себя несколько ступеней защиты. Начальник управления развития пластиковых карт, эквайринга и сервисов ДБО «Абсолют Банка» Мария Коханюк перечислила основные из них: каждый платеж подтверждается одноразовым сеансовым ключом; секретный код вводится с помощью виртуальной клавиатуры; на мобильный телефон клиента приходит смс о совершенной операции; одна сессия может длиться не более 15 минут; на объем платежей установлены дневные лимиты. К тому же при необходимости сервис можно заблокировать по звонку в службу клиентской поддержки.
Кроме того, в любом банке вам посоветуют соблюдать несложные и универсальные правила безопасности: работать на компьютерах, которым доверяете, аккуратно хранить информацию, не сообщать посторонним персональные данные, не допускать потери пароля и кода доступа к системе. Если все же это случится, то надо немедленно сообщить в банк.
Наталья СВИСТУНОВА