Реформа британского банковского сектора заставит фининституты жестче конкурировать друг с другом, четче разграничивать свои подразделения и помнить: в следующий финансовый кризис государство помогать им не станет.
Независимая банковская комиссия Британии опубликовала предварительный отчет с рекомендациями банковскому сектору страны. Комиссия, которую возглавляет сэр Джон Викерс, известный экономист из Оксфордского университета, считает, что банки должны «отгородить заборами» друг от друга свои инвестиционные и розничные подразделения. Рынок розничных банковских услуг, говорится в отчете, нуждается в ужесточении конкуренции, что предполагает продажу части филиалов национализированных в разгар кризиса кредитных учреждений.
Окончательные результаты работы комиссии, которая была создана в июне 2010 года, будут опубликованы лишь в сентябре.
Целый ряд политиков и финансистов сходятся во мнении: банковские реформы необходимы, чтобы предотвратить следующий финансовый кризис. «Многие считают, что существующее тесное переплетение высоко- и низкорисковых видов банковской деятельности недальновидно» — так прокомментировал отчет комиссии британский вице-премьер Ник Клегг. Инвесторы отреагировали на отчет положительно — акции британских банков пошли вверх.
Предложения комиссии имеют все шансы стать новым мировым стандартом банковского регулирования. Если они будут одобрены правительством, то британские банковские правила приблизятся к правилам для американских банков, введенным администрацией Барака Обамы в июле 2010 года (закон Додда-Фрэнка). По мнению многих в Лондоне, это снизит вероятность бегства британских банков за границу.
Новые стены
В отчете комиссии Викерса отмечается, что накануне финансового кризиса 2007—2009 годов и кредиторы, и заемщики взяли на себя «чрезмерные риски, которые они плохо понимали». То обстоятельство, что банки полагались на поддержку правительства в случае кризиса (и расчеты эти оправдались), лишь способствовало «чрезмерным рискам».
Чтобы избежать повторения подобных финансовых кризисов, британские банки будут вынуждены повысить свои обязательные резервы и размер капитала. Это будет означать, что, если возникнут потери, их понесут владельцы и кредиторы банков.
Комиссия предлагает выделить розничные подразделения в самостоятельные структуры в рамках банковских групп. Отчет также рекомендует поднять требования к собственному капиталу банков до 10%, что заметно выше 7%, установленных новыми правилами банковского регулирования Евросоюза, но меньше, чем в Швейцарии, где также имеется непропорционально большой банковский сектор.
Однако комиссия разочаровала некоторых сторонников радикальной банковской реформы, поскольку отметила, что «полное разделение розничной и инвестиционной деятельности банков не является необходимым». Обеспечить защиту банковской розницы, обслуживающей частных лиц и малый бизнес, должны собственные «подушки безопасности» и требования к капиталу. В случае финансового кризиса другие подразделения банков «смогут прекращать свою деятельность».
«Банки не будут получать помощь налогоплательщиков для спасения всего своего бизнеса. Важной для экономики признана лишь банковская розница, инвестбанковские виды деятельности в будущем смогут пойти по пути Lehman Brothers, которому американские власти дали возможность рухнуть. Концепция «слишком большой, чтобы рухнуть», на которую рассчитывали гигантские универсальные банки, остается в истории», — разъяснил «Эксперту» Сэмьюэл Тумс, экономист консалтинговой компании Capital Economics.
Подобные нововведения обернутся дополнительными расходами для банков, что, в свою очередь, сделает более дорогим банковский капитал. «Стоимость капитала будет расти. При этом стоимость капитала для инвестбанков окажется выше, чем для розничных банков», — заявил Джон Викерс. И это понятно: теперь инвестбанковские подразделения лишатся поддержки государства, поэтому кредиторы станут расценивать их как более рисковые и, следовательно, начнут повышать стоимость капитала для них. Как надеются авторы отчета, инвестбанковские подразделения, зная, что могут обанкротиться, будут более осторожны с рисковыми операциями.
Повышение стоимости капитала, впрочем, в долгосрочной перспективе должно быть компенсировано пользой от «значительного сокращения вероятности и масштаба финансовых кризисов в будущем», отмечается в отчете Викерса. Правда, комментаторы полагают, что банки смогут отреагировать на изменения, удорожив обслуживание для розничных клиентов. «Более высокие требования к собственному капиталу банков, скорее всего, будут оплачены через повышение тарифов для клиентов», — отмечает Кейт Баумен, экономист Hargreaves Lansdown. Это, в свою очередь, может ударить по темпам экономического роста в Британии, которая находится на грани возвращения в рецессию (в последнем квартале 2010 года ВВП сократился на 0,5%, в первом квартале текущего года, по прогнозам экономистов, также будет зафиксирован спад).
Однако предложения комиссии успокоили тех, кто опасался бегства крупнейших кредитных учреждений за рубеж. Так, в лондонском Сити активно обсуждается вероятность переноса штаб-квартиры банка Barclays в Нью-Йорк, а штаб-квартир HSBC и Standard Chartered — в Гонконг. Отсутствие полного разделения банков на розничные и инвестиционные уменьшит риск подобных переездов, что сохранит за Лондоном статус ведущего финансового центра.
Больше конкуренции
Комиссия Джона Викерса считает, что Lloyds Banking Group, на которую приходится около 30% из 71 млн счетов Британии, должна продать значительную часть своих филиалов, чтобы повысить конкуренцию на розничном рынке. LBG, образованная осенью 2008 года в результате спешного слияния Lloyds TSB и Halifax/Bank of Scotland (HBOS), уже продает 600 филиалов (из 2,9 тыс. имеющихся). Однако Викерс советует выставить на продажу еще больше розничных отделений.
Предложение вызвало резко негативную реакцию со стороны Lloyds. Антонио Орта-Осорио, возглавивший этот банк всего месяц назад, заявил, что предложения комиссии «основаны на очень ограниченных свидетельствах и парадоксальным образом могут замедлить появление новых конкурентов на британском рынке». Банк намерен потребовать от Викерса доказательств того, что продажа дополнительных филиалов улучшит конкурентную среду.
Так как лишь 41% акций Lloyds Banking Group принадлежит британскому правительству, оно не сможет приказать банку продать филиалы (что сработало бы в случае с банком Royal Bank of Scotland, 83% акций которого владеет государство). Но банк может подвергнуться сильному политическому давлению, ведь, как отметил министр финансов Джордж Озборн, распродажа его филиалов может оказаться «меньшим из двух зол». Сокращение доли LBG на розничном рынке поддерживает и министр бизнеса Винс Кейбл (который, как и Клегг, представляет в коалиционном правительстве либерал-демократов). По его мнению, правительству следует дождаться окончательных результатов работы комиссии Викерса в сентябре 2011 года, прежде чем начать соответствующие переговоры с банком.
Кроме того, клиентам банков должна быть предоставлена большая свобода перемещать свои текущие счета в другие банки. По мнению авторов отчета, риск потери потребителей будет оказывать на банки давление, вынуждая их повышать качество услуг для розничных клиентов. Для этого банковские счета могут получить уникальный номер, который будет сохраняться при переходе в другой банк — точно так же, как сегодня британские потребители меняют операторов сотовой связи, сохраняя номер телефона.
Многие считают рекомендации комиссии недостаточно радикальными. «Финансовый кризис привел к слияниям банков, поэтому он повысил долю рынка крупнейших банков, что ухудшило положение потребителей. Мы удовлетворены, что комиссия признает это, однако недовольны тем, что не предлагаются конкретные шаги значительно улучшить конкуренцию на британском рынке», — заявил Питер Викари-Смит, президент потребительской ассоциации Which?. Действительно, четыре ведущих банка — Royal Bank of Scotland, LBG, Barclays и HSBC — сегодня контролируют 72% текущих счетов, 57% ипотечного кредитования и 80% обслуживания малого бизнеса.
Обсуждаемые предложения в любом случае не будут претворяться в жизнь стремительно. После публикации финального отчета комиссии Викерса правительство примет решение о том, как его использовать. По всей видимости, на основании отчета будет написан законопроект, прохождение которого через парламент может занять месяцы, если не год.
Александр КОКШАРОВ
Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.