Развитию российской отрасли доверительного управления способны помешать высокая кэптивность УК и низкая социальная значимость рынка. Чтобы избежать стагнации, нужно активно развивать розницу и участвовать в процессе создания международного финансового центра.
Рынок доверительного управления активно растет: за 2010 год его объемы, по оценке «Эксперт РА», увеличились на 22%, до 2,1 трлн рублей. Основными драйверами роста стали средства институциональных инвесторов и крупных частников в индивидуальном управлении. Так, пенсионные средства, активы ЗПИФов и средства страховых компаний по итогам 2010 года в совокупности составили 67% рынка в денежном выражении.
Рост объемов рынка скрывает два опасных тренда: увеличение кэптивности и снижение социальной значимости отрасли. Отчасти эти процессы связаны с политикой антикризисного выживания, которой придерживалось большинство участников рынка с 2008 года: управляющие были вынуждены лучше следить за расходами. «В кризис многие игроки рынка задались вопросами «Как мы зарабатываем деньги на доверительном управлении?» и «Как зарабатывать больше?»» — рассказывает руководитель бизнеса доверительного управления активами группы Газпромбанка Анатолий Милюков. Но сейчас, в «мирное время», управляющим пора более четко определить свое место в российской финансовой системе, сформулировать понятные цели и получить официальную стратегию развития рынка. В противном случае они рискуют потерять свой вес в финансовой системе, от управления активами их могут оттеснить банки и пенсионное лобби.
Опасный кэптив
Основные клиенты УК — пенсионные фонды — редко отдают крупные портфели активов «на сторону». В кризис тренд на работу с «дружественными» УК только укрепился: если до 2008 года средний НПФ сотрудничал с тремя-четырьмя управляющими компаниями, то сегодняшний стандарт — одна-две УК. Росту кэптивности рынка поспособствовали банки, паковавшие в период кризиса токсичные активы в закрытые фонды аффилированных УК. Объем таких фондов, по оценкам «Эксперт РА», может составлять до 100 млрд рублей. «Реальных розничных ЗПИФов сейчас на рынке порядка 10—20 процентов. Анализируя ситуацию, следует отметить, что нам так и не удалось приблизить отрасль коллективного инвестирования к розничным клиентам в качестве посредника по вложениям в объекты недвижимости», — отмечает генеральный директор УК «Альфа-капитал» Ирина Кривошеева. В целом по рынку доверительного управления, по оценке «Эксперт РА», доля кэптивных активов составляет 60%.
С одной стороны, значительный объем средств от материнских структур может помочь управляющей компании на начальном этапе роста. «Для российских УК, которые выбирают континентальный путь развития, необходима связь с крупным финансовым институтом, это даст критическую массу для покрытия их издержек», — соглашается с таким подходом Анатолий Милюков из группы Газпромбанка. Но, с другой стороны, увлечение кэптивным бизнесом чревато ухудшением качества услуг и снижением надежности управляющих компаний. «Карманным» УК нет необходимости совершенствовать внутренние процедуры, риск-менеджмент, делать инвестиционный процесс предсказуемым и прозрачным для клиентов: активы дружественных инвесторов останутся под их управлением в любом случае. В результате упрощения процессов принятия решений и контроля за их выполнением могут пострадать интересы рыночных клиентов таких УК, а сам рынок теряет стимулы для конкурентного развития.
Развитие розницы — залог успеха
Если высокая кэптивность управляющих — это во многом следствие кризиса, то низкая социальная значимость отрасли доверительного управления — системная проблема нашего финансового рынка. В странах с развитой финансовой системой услуги управляющих компаний востребованы так же, как услуги банков и страховщиков. В России же розничная часть рынка доверительного управления развита крайне слабо: услугами УК пользуется не более 500—550 тыс. человек, большинство из которых воспринимают инвестиции через УК как краткосрочные и при первом же серьезном падении цен на фондовом рынке выводят активы из управления. «Зачастую УК привлекают клиентов исключительно доходностью прошлых периодов, поэтому людям рынок запоминается только высокими процентами. Как следствие, в фонды привлекаются спекулятивные игроки», — рассказывает Ирина Кривошеева из УК «Альфа-капитал». В результате средний срок инвестиций в ПИФы сейчас не превышает полутора-двух лет, хотя крупные игроки и отмечают рост сознательности пайщиков: они стали чаще менять фонды на более консервативные при повышении волатильности рынка, не выводя средства из УК.
«Коллективные инвестиции должны развиваться в нашей стране», — говорит Наталия Плугарь, генеральный директор УК «ВТБ Капитал Управление активами». Потенциальные массовые клиенты УК — это люди со стабильным уровнем дохода выше 25 тыс. рублей в месяц (это на треть превышает средний госкомстатовский уровень месячной зарплаты по России). Если управляющим удастся привлечь хотя бы четверть потенциального объема инвесторов, то клиентская база увеличится до 7 млн человек. Этот показатель соразмерен с клиентской базой на рынке негосударственного пенсионного обеспечения и, по-видимому, может служить своеобразным пропуском в круг социально значимых секторов экономики, представляющих важность для государства.
Пути расширения клиентской базы известны: инвестиции в продажи, рекламу, повышение качества услуг. Главное — соблюсти баланс между маркетингом и качеством услуг. «Должно резко повыситься качество клиентского сервиса: скорость, удобство, объем доступной информации, адаптация продуктов под индивидуальные потребности», — уверен генеральный директор УК «Уралсиб» Александр Пугач.
Управляющим необходимо активнее расширять линейку предлагаемых населению инструментов для инвестиций: пока выбор инвестиционных продуктов невелик. Наиболее широко представлены фонды акций и смешанных инвестиций. Создано также достаточно много мелких отраслевых фондов, но к этому типу продуктов управляющие относятся по-разному. Для одних это инструмент соответствия ожиданиям клиентов, для других — продукт с повышенным риском, опасный для пайщика. «Мы, как продуктовая фабрика, должны выкладывать все товары на полку, и пусть у инвестора будет возможность выбора», — считает Александр Пугач. С ним не согласен генеральный директор УК «Ингосстрах-инвестиции» Фарид Юнусов: «Если у УК универсальная линейка ПИФов, есть ПИФы акций, облигаций, смешанных инвестиций и, скажем, индексный и денежного рынка, то сложившаяся система максимально устойчива с точки зрения стратегического развития розничного рынка. Кроме того, именно такая система является адекватной степени развития фондового рынка России».
Стать инфраструктурной основой МФЦ
Рынок ДУ живет вне какой-либо официальной государственной стратегии развития. Более того, единственным количественным стратегическим ориентиром для управляющих в настоящее время может служить «совокупный объем инвестиционных фондов» на уровне 17 трлн рублей к 2020 году, зафиксированный в правительственной «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года». В целевых показателях концепции создания международного финансового центра (МФЦ), подготовленной Минэкономразвития России, рынок доверительного управления также упоминается лишь вскользь.
Отсутствие стратегических ориентиров, слабое развитие розницы и заманчивая возможность зарабатывать на управлении аффилированными активами привели к росту кэптивности на рынке ДУ. Кэптивный характер бизнеса отвлекает управляющих от выполнения их основной функции в масштабах экономики — финансового посредничества при трансформации сбережений в инвестиции, повышения эффективности размещения финансовых ресурсов, а на более высоком уровне — от функции увеличения мощности отечественного финансового рынка и расширения его емкости.
Вместе с тем привлечение УК к управлению инфраструктурными проектами, в том числе реализуемыми через механизмы частно-государственного партнерства, может повысить эффективность использования финансовых ресурсов. «Как показывает мировой опыт, институты коллективного инвестирования являются одними из основных источников длинных денег, то есть именно отрасль управления активами существенно способствует обеспечению стабильности фондового рынка», — полагает Ирина Кривошеева.
Источниками долгосрочных инвестиций служат средства государственных и частных институциональных инвесторов — НПФ, страховых компаний, ПФР, АСВ; их инвестиционные горизонты традиционно шире, чем у спекулянтов, а отношение к риску весьма консервативное. Благодаря этому рынок ДУ может стать крупным источником средств для долгосрочного финансирования масштабных проектов, однако сегодня УК не реализуют эту возможность.
Управляющим пора определиться, в каком направлении должен развиваться их бизнес: либо сохраняется статус-кво с опорой на кэптивы, либо рынок получит единый тренд развития с опорой на розницу и активное участие в инфраструктурном посредничестве. «Рынку нужно встретить пенсионные деньги и существенно больший интерес со стороны розницы полностью подготовленными высокопрофессиональными портфельными управляющими, операционными возможностями, квалифицированными продавцами, достойным риск-менеджментом», — убежден Анатолий Милюков.
Для перелома кэптивного тренда рынок ДУ должен получить полноценную стратегию развития. С учетом существующих официальных документов стратегия может быть выработана в рамках решения комплекса задач по построению МФЦ. УК здесь могут претендовать на роль ключевого инфраструктурного звена в сфере реализации инвестпроектов и центра повышения благосостояния населения. Встроенность в перечень актуальных государственных приоритетов — залог успешного взаимодействия с регуляторами, повышения лоббистского статуса отрасли. Но чтобы рынок управляющих более предметно включили в планы создания МФЦ, УК должны выступать с единой консолидированной позицией по основным стратегическим приоритетам развития рынка. «Мы можем вместе предлагать государству меры по стимулированию развития рынка и убеждать, что они дадут существенный позитивный эффект для всей экономики», — уверен Александр Пугач. Важно только понять, какой рынок доверительного управления нужен: кэптивный «междусобойчик» или инфраструктурная основа МФЦ.
Александр ГУЩИН, Павел МИТРОФАНОВ, Вероника ИВАНОВА
Таблицы к статье можно посмотреть на сайте источника.