Парламентарии решили снизить налоговое бремя банков. Законопроект, вводящий систему уплаты НДС для непрофильного имущества, вчера в Госдуму внес депутат Анатолий Аксаков. Он предлагает, чтобы банки платили налог не со всей стоимости имущества, находящегося в залоге, а с разницы между ценой его получения и продажи. Это может существенно уменьшить платежи российских банков в казну.
Изменения в статью 170 Налогового кодекса, предложенные депутатом, должны устранить двойственное толкование кодекса и уменьшить налоговую нагрузку на банки. Сейчас ЦБ оценивает объем непрофильных активов банков в сумму от 700 млрд до 2 трлн руб.
До 2009 года по Налоговому кодексу и арбитражной практике НДС платился только с разницы между ценой залога при получении и ценой его продажи. В кризис рыночная стоимость многих активов упала, поэтому банки не могли продать имущество по выгодным ценам. Однако в 2009 году Минфин выпустил разъяснение по поводу продажи непрофильных активов. Налог стал начисляться на всю стоимость продаваемого имущества независимо от того, был это залог или какая-то другая собственность банка.
«Банкам приходится в судах всех уровней отстаивать позицию по уплате НДС с разницы в цене, — отмечает заместитель главного бухгалтера Промсвязьбанка Елена Чекалева. — Банк платит налог с разницы, так как при приобретении имущества ставит его на учет по цене с включением НДС». Она признает, что поправки в закон могли бы существенно снизить налоговое бремя кредитных организаций.
— В чем сейчас заключается проблема двоякого толкования закона по поводу налогов на продажу активов, доставшихся банкам от проблемных заемщиков?
— Законопроект позволит внести ясность и сделать налогообложение таких сделок четко регламентированным. До определенного периода все руководствовались разъяснениями, которые позволяли платить НДС только на разницу между ценой получения и ценой продажи имущества. Но в разгар кризиса появилось разъяснение Минфина, по которому НДС распространялся на всю стоимость отступного. Естественно, это привело к возрастанию и без того немалой налоговой нагрузки на банки. Банки и так теряют средства
— Остается ли до сих пор актуальной проблема реализации полученных в кризис залогов? Не продана ли уже основная масса имущества, полученного в качестве отступного?
— Ситуация до сих пор острая. Непрофильных активов у банков скопилось много, по абсолютной сумме они не уменьшились. Доля полученных залогов в объеме активов сокращается, но это происходит
— Если законопроект будет принят, станут ли банки активнее продавать залоги или же ход этого процесса зависит от других факторов?
— Да, потери уменьшатся, поэтому объемы продаваемого имущества могут вырасти. Для полного избавления от лишних непрофильных активов банкам потребуется время. Я думаю, на расчищение баланса может уйти еще года два. Период активных продаж залогов может быть длиннее или короче, это зависит от ситуации в макроэкономике страны.
Екатерина БЕЛКИНА