В 2009 г. количество компаний, которые профинансировали хотя бы один договор автолизинга, сократилось с примерно 85 до 27, т. е. две трети участников рынка автолизинга вообще исчезли, вспоминал на конференции «Ведомостей» «Комавто 2011» вице-президент по развитию бизнеса Europlan Александр Михайлов. Впрочем, их отсутствие было недолгим.
Лишь около 4% из почти 100 российских лизинговых компаний не занимаются автолизингом, свидетельствуют материалы ассоциации «Рослизинг». На автомобильном лизинге специализируется около 30% от общего числа игроков. И доля автомобильного лизинга в общем портфеле компании наглядно демонстрирует ее вовлеченность в рынок и способность финансировать клиентов, отмечает Михайлов: времена, когда лизинговые компании занимались всем, от космических кораблей до автомобилей, уходят в прошлое.
Тотальный ренессанс
В прошлом году продажи грузового автотранспорта составили 270 млрд руб., а доля лизинга в общем объеме продаж — 14%. У автобусов и микроавтобусов эти показатели составляют 38 млрд руб. и 16% соответственно, подсчитали эксперты Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). На автолизинг, по данным «Рослизинга», приходится более 30% всего лизингового рынка страны. А его объем к следующему году приблизится к 1 трлн руб., ожидают в «Эксперт-РА».
Как рассказала на «Комавто 2011» гендиректор лизинговой компании «Камаза» Альфия Когогина, до кризиса в лизинг реализовывалось 27—30% грузовиков полной массой 14—40 т, но в кризис был серьезный провал. Она ожидает, что к концу 2011 г. рынок преодолеет докризисный рубеж, приблизившись к показателю в 35%. В Европе цифра в 40% является нормальным показателем. У пятерки ведущих производителей в 2009 году, который объективно стал не самым лучшим, около 30% продукции реализовывалось в лизинг, говорит Когогина.
Однако объем рынка, исчисляемый миллиардами, никого не должен вводить в заблуждение, предупреждает Михайлов. Контракт на несколько «Белазов» может серьезно повлиять на статистику. А вот компаний со средней суммой контракта около 1,5 млн руб. (что соответствует стоимости легкого коммерческого автомобиля) — единицы. Зато налицо тенденция возвращения на рынок банковских и кэптивных лизинговых компаний при автопроизводителях. А с конца 2009 г. возник и новый тренд — увеличение доли государственных лизинговых компаний, констатирует Михайлов.
По словам директора по работе с региональными и муниципальными органами ГТЛК Виктора Новоченко, государственный лизинг, т. е. лизинговые компании с большой долей государственного финансирования, призван не конкурировать с коммерческими лизинговыми компаниями, а поддерживать направления, приоритетные для государства, и работать в тех сегментах рынка, которые кажутся коммерческим компаниям менее привлекательными с точки зрения получения прибыли. ГТЛК, по его словам, активно работает с региональными администрациями: они нуждаются в комплексных подходах к решению сложных задач в пассажирском транспорте (как автомобильном, так и электрическом), дорожном и коммунальном хозяйстве.
Точки роста
Опросы показывают, что сегодня каждый третий клиент при определенных условиях и достаточном предложении лизинговых компаний готов использовать этот способ покупки автомобиля. Вместе с тем четверть из них готовы приобрести автомобиль в лизинг, даже не получив комфортных условий, делится Когогина: «Если из 100 заявок до кризиса у нас в строительном секторе удовлетворялось 90, а во время кризиса — восемь, то сейчас удовлетворяется примерно 40—50%».
В этом году ГТЛК получит дополнительное финансирование на реализацию программ обновления автобусных парков российских регионов, планирует Новоченко. За счет мультипликативного эффекта, получаемого в результате реинвестирования финансовых средств, возвращаемых в виде лизинговых платежей, общий объем финансирования программы в течение 3—5 лет будет в 2,5 раза больше, чем первоначально выделенные 10 млрд руб. Помимо государственного финансирования в этом году ГТЛК планирует активное привлечение средств с рынка — не менее 30 млрд руб.
Не стоит забывать уроки кризиса, а он показал уязвимость модели кэптивного лизинга, напоминает Михайлов: «У лизинговых компаний, принадлежащих автомобильным производителям, объемы бизнеса уменьшались не только
Лизинговая компания — это финансовый посредник. Ее устойчивость зависит не от статуса компании, а от бизнес-модели, которую компания реализует в рамках долгосрочной стратегии, замечает Михайлов.
«Камаз-лизинг» не имеет государственных денег и работает по рыночным механизмам, настаивает Когогина. «В течение года мы загружаем «Камаз» примерно на 1,5 месяца работы, что делает наш вклад [в бизнес «Камаза"] достаточно весомым», — уточняет она.
Нюансы регулирования
Далеко не все компании раскрывают ставки, предупреждает Новоченко. Стоимость страхования коммерческого транспорта и автобусов составляет в среднем 2—4% от стоимости имущества, налог на имущество — 2,2%. Когда ГТЛК заявляет удорожание на 6,8% (а на рынке в среднем 9—10%), подразумевается, что все эти дополнительные платежи уже входят в указанную стоимость лизинга, уточняет он.
Изменения в действующем законодательстве направлены на расширение использования лизинга как источника финансирования инвестиций, оптимистична Когогина. Так, поправки в закон о лизинге вводят понятие повторного лизинга. А круг лизингополучателей расширяется за счет некоммерческих организаций и физлиц. Предполагается также, что лизинговая компания сможет передавать в лизинг имущество на стадии его монтажа. И вводится возможность истребования предмета лизинга на основании исполнительной надписи нотариуса. «Сейчас вопросы управления долгами, может, и отошли на второй план, но они всегда будут актуальными», — убеждена Когогина.
А вот с отменой ускоренной амортизации она призывает не спешить. В рамках ускоренной амортизации сегодня, скажем, автобус за пять лет переносится на себестоимость. И даже если в четырехлетнем возрасте его приходится изымать, на вторичном рынке продать такую машину вполне реально, в каком бы техническом состоянии она ни находилась. «Наш опыт с большим количеством изъятых автомобилей показывает, что денежный поток все равно выходит в положительную область», — делится Когогина.
При отмене ускоренной амортизации, продолжает она, срок лизинга грузового автомобиля увеличится до 7—10 лет. Платежи уменьшатся, что должно быть комфортно для клиентов. Но если вдруг возникает неплатеж через восемь лет, то к тому моменту рыночная стоимость машины будет незначительной. Ведь клиент, который не собирается платить, и к автомобилю относится не лучшим образом, говорит Когогина. И досадует, что суды достаточно лояльно относятся к тем, кто не платит. Поэтому лизинг без ускоренной амортизации на сегодня несет большие риски лизингодателю, которые будут заложены в цену, предупреждает гендиректор «Камаз-лизинга».
Впрочем, компании и так вынуждены брать на себя риски в борьбе за клиента. По признанию Когогиной, в портфеле «Камаз-лизинга» порядка 8% приходится на сделки, по сути являющиеся оперативным лизингом (т. е. автомобиль передается без авансового платежа с полным обслуживанием).
У Приморской транспортной компании 67 машин, переданных в оперативное управление с 2009 г., были неплатежи и изъятия по пяти, рассказал гендиректор компании Игорь Петин. Затраты на оснащение навигацией составили, по его словам, 18 000—19 000 руб. на автомобиль. Эти устройства недобросовестные клиенты «Камаз-лизинга» снимали, вспоминает Когогина.
Не только российский, но и европейский опыт показал эффективность поддержки потребителя, а не посредника, напоминает Михайлов. «Прогресс есть в легковом автотранспорте, где не автопроизводитель получает компенсацию, а дилер. И с помощью этого стимулируются продажи. Хотелось бы дальнейшего развития», — резюмирует он.
Пример с «Камазами»
Альфия Когогина привела примеры двух клиентов, решивших в 2008 г. приобрести по три автомобиля. В первом случае было принято решение покупать по одной машине в год. С учетом роста цен, оплаты покупки из прибыли, последующей амортизации и уплаты транспортного налога и налога на имущество расходы клиента за три года составляют 10,2 млн руб.
Во втором случае все три автомобиля приобретались сразу и в лизинг. С учетом нивелирования роста цены и налоговых преференций расходы за три года составили 8,4 млн руб. То есть прямой выигрыш в 2 млн руб. Плюс прибыль за время эксплуатации.
Василий КУДИНОВ