Сбербанк, ВТБ 24 и Русский Стандарт — наиболее узнаваемые и известные банки среди россиян, свидетельствуют результаты всероссийских опросов, проведенных Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в 2009—2011 гг.
В рамках опроса узнаваемость понимается как знание с подсказкой — ситуация, когда потребитель узнает бренд, если видит или слышит его. А известность трактуется как спонтанное знание бренда банка — если потребитель самостоятельно (без подсказки) вспоминает и называет бренд.
Узнаваемость Сбербанка на протяжении последних двух лет остается неизменно высокой. Для двух других банков-лидеров рейтинга характерны разнонаправленные тенденции. Так, в частности, узнаваемость ВТБ 24 с 2009 г. стабильно растет, а узнаваемость банка Русский Стандарт год назад снизилась, затем выросла, и в результате вернулась на уровень 2009 года.
Тенденция роста уровня узнаваемости за последний год свойственна большинству банков-участников рейтинга. При этом наиболее ощутимо выросла узнаваемость у Банка Москвы — на 8 процентных пунктов (п.п.), а также у ВТБ 24, банка Русский Стандарт и Росбанка (на 6 п. п. у каждого). Узнаваемость же Газпромбанка наоборот упала на 5 п. п.
Рейтинг известности также неизменно возглавляет крупнейший банк нашей страны — Сбербанк. Уровень спонтанного знания его бренда, уверенно растущий на протяжении последних 2-х лет, в 2011 г. стабилизировался. Известность других банков-участников ТОП-10 рейтинга за последний год также осталась практически неизменной. Однако в составе тройки лидеров за последний год все же произошли изменения. Альфа-банк, поднявшийся год назад на третью позицию, снова вернулся на четвертую, уступив место банку Русский Стандарт.
Инициативный всероссийский опрос НАФИ в 2009—2011 гг. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.