Значительную конкуренцию лизинговым компаниям создают сами производители грузовых автомобилей и спецтехники, а также их официальные дилеры. Зачастую они имеют собственные структуры, предлагающие клиентам продукцию в финансовую аренду,— кэптивные (или кэптинговые) компании. Сильной их стороной являются условия лизинга, которые часто намного выгоднее, чем у независимых конкурентов. Однако отсутствие лояльности и узкая специализация подобных компаний делают их работу в конечном счете менее эффективной, чем деятельность независимых лизинговых компаний.
Среди кэптивных компаний на российском рынке можно назвать лизинговые представительства Volvo, КамАЗа, Skania, Volkswagen — «Вольво Финанс Сервис Восток», «КамАЗ-Лизинг», «Фольксваген Групп Финанц», «Скания ГК SFSR». Кроме того, на создание лизинговой структуры решился дилер Минского автозавода и ряда других производителей автомобилей и дорожно-строительной техники компания «Акоста».
Остальных игроков на рынке лизинга, исходя из источника финансирования, можно условно разделить на несколько групп. Банковские лизинговые компании, преимуществом которых, по мнению специалиста отдела лизинга автотранспорта компании «Балтийский лизинг» Максима Уткельбаева, является бесперебойный доступ к относительно дешевым ресурсам. И подавляющее большинство — независимые лизинговые компании, деятельность которых отличается высокой степенью диверсификации источников финансирования и портфеля лизинговых активов, считает господин Уткельбаев.
От конкурентов кэптивные компании существенно отличает их основное предназначение. По словам ведущего аналитика отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Романа Романовского, кэптивная компания для производителя техники скорее может рассматриваться как важный канал продаж и способ стимулировать спрос на производимую технику. По словам Ростислава Футало, генерального директора «ШРЕИ Лизинг», основная задача кэптивных компаний не в получении прибыли, а в продвижении самого продукта. «Идея не в том, чтобы заработать, идея в том, чтобы продать»,— подчеркивает господин Футало. Существенную роль при этом играет и само руководство компании-производителя. По словам Романа Романовского, ответственность перед ним у кэптивной компании существенно выше, чем у независимой лизинговой структуры, которую производитель может стимулировать только через бонусы.
На особом положении
Одно из самых больших достоинств кэптивной компании — ее структура: так как она, по сути, является подразделением холдинга, производитель может предлагать через нее более выгодные условия финансирования для клиентов. По словам директора по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Владимира Добровольского, кэптивные компании, которые имеются у большинства крупных автопроизводителей, действительно могут предоставить по «своей» технике максимально выгодные условия. «Это возможно по нескольким причинам — во-первых, «дочки» крупных иностранных концернов имеют доступ к дешевым западным деньгам, а во-вторых, необходимость постоянного стимулирования сбыта материнской компании, а не максимизация собственной прибыли»,— считает господин Добровольский.
Таким образом, по наблюдениям Ростислава Футало, очень часто кэптивные компании идут бок о бок с производителем, с продавцом и декларируемая ими стоимость лизинга ниже рыночной. «Здесь стоимость лизинга можно частично спрятать в саму стоимость оборудования, в маржу, которую зарабатывает производитель»,— говорит эксперт.
Как заключает господин Футало, при покупке техники определенной марки сотрудничество с кэптивной компанией не лишено смысла. Дополнительным бонусом, по мнению Романа Романовского, являются программы техобслуживания, которые могут дополнительно предлагаться лизинговыми компаниями при производителе.
Среди недостатков кэптивных конкурентов Максим Уткельбаев видит их узкую направленность. «Большинство кэптивных лизинговых компаний являются весьма узкоспециализированными и неохотно идут на заключение договоров лизинга, предметом по которым выступает техника, отличная от той, которая производится одноименным заводом-изготовителем,— рассказывает представитель «Балтийского лизинга».— Это, несомненно, создает дополнительные неудобства для тех лизингополучателей, которые уже имеют опыт сотрудничества с той или иной кэптивной лизинговой компанией».
Еще один немаловажный фактор — лояльность компании к клиенту. По словам Ростислава Футало, кэптивные компании менее гибкие, чем независимые компании, например, по требованиям к риску заемщика, по постановке по построению возможных графиков взаиморасчетов.
В рыночных условиях
По мнению экспертов, казалось бы, выгодное положение кэптивных компаний изрядно пошатнул недавний кризис. До начала экономического спада практически все кэптивные компании активно развивались, говорит Владимир Добровольский, о чем свидетельствовали высокие места в авторитетных рейтингах. «Однако после кризиса ситуация изменилась: практически все компании сильно снизили обороты деятельности»,— констатирует представитель ГТЛК. Вызвано это было, по мнению аналитиков, достаточно большой работой по изъятию и дальнейшей продаже дефолтной техники, а также переосмыслению рисков. «Сейчас, по нашему мнению, производители уже не готовы брать на себя повышенные риски, продавая большую часть своей продукции через аффилированные лизинговые компании,— говорит господин Добровольский.— В настоящее время они стараются более активно привлекать сторонние компании для увеличения объемов продаж, минимизируя свои возможные потери в случае дефолта клиентов». По оценкам специалистов ГТЛК, уже в течение ближайших двух лет доля продаж в лизинг вырастет до 40% в общем объеме продаж производителей.
Мнение представителей ГТЛК подтверждают и другие участники рынка: по мнению представителей независимых лизинговых компаний, на сегодняшний день их работа гораздо более эффективна, чем деятельность кэптивных конкурентов. «На первый взгляд может показаться, что именно кэптивные лизинговые компании имеют все шансы оказаться в лидерах по объему нового бизнеса в сегменте лизинга грузового автотранспорта и спецтехники. Однако на деле этого не происходит»,— говорит Максим Уткельбаев. По его словам, ни наличие у кэптивных лизинговых компаний скидок на передаваемую в лизинг технику, изготовленную материнской структурой, ни относительно низкие процентные ставки не компенсируют основной недостаток — отсутствие налаженной системы риск-менеджмента. «Это негативным образом отражается на требованиях, предъявляемых к потенциальным клиентам, которые порой являются слишком завышенными, а также на продолжительности рассмотрения лизинговой заявки»,— убежден эксперт.
С мнением господина Уткельбаева готов согласиться директор департамента развития «РЕСО-Лизинга» Сергей Калинин. Он убежден, что в целом ситуация целиком зависит от политики компании, но зачастую независимые лизинговые структуры работают намного продуктивнее. «Например, КамАЗ имеет лизинговую компанию, через которую реализует большое количество техники,— говорит господин Калинин.— Но еще большее количество «КамАЗов» реализуют в лизинг другие лизинговые компании». Специалист подчеркивает: «В рыночных условиях кэптивная компания вынуждена играть по общим правилам. И не всегда при этом побеждает».
Мария КАРНАУХ