Иметь гораздо больше денег, чем можно потратить за целую жизнь, — казалось бы, не такая уж страшная проблема. Однако на самом деле богачам приходится сталкиваться с весьма непростыми вопросами — например, как сохранить и приумножить нажитое предыдущими поколениями. На Западе этому учат.
В большинстве частных банков клиентам предлагаются курсы, «ориентированные на следующее поколение». Богачи могут посылать туда своих детей, чтобы те обучились основам инвестирования и другим премудростям, полезным для наследников значительных состояний. Форма обучения может быть самой разной — от недельных занятий на роскошных европейских или азиатских курортах до более скромных индивидуальных бесед в каком-нибудь из кабинетов в самом банке.
«Дети почти всегда готовы слушать практически кого угодно, только не собственных родителей», — говорит Аманда Уоллис, глава лондонского частного банка, принадлежащего American Express. Эта компания ведет курсы для следующих поколений с 2001 г. Как и в других подобных курсах, программа здесь посвящена довольно обширным темам вроде анализа различных классов активов, трестов, имущественного планирования, философии инвестирования и глобальной экономики.
Компания уверяет, что информация подается совершенно объективно — речь не идет о продуктах самой American Express, более того, клиента учат выбирать подходящего партнера по управлению состоянием. «Национальная система школьного образования у нас, как правило, не затрагивает вопросы, связанные с деньгами, — говорит Уоллис. — И когда молодые люди, готовящиеся унаследовать миллионы, покидают школу, им, безусловно, требуется дополнительная подготовка».
В большинстве случаев учебные программы частных банков рассчитаны на слушателей старше 20 лет. «Наши клиенты — наследники больших состояний, ощущающие, что такое наследство связано с огромной ответственностью», — говорит Крис Хэнкок, банкир из J. P. Morgan Private Bank.
Каждый банк устанавливает свой порог богатства, преодоление которого позволяет клиенту устроиться на курсы. Представители American Express сообщили, что их компания работает с семьями, обладающими состоянием не менее $1 млн. В частном банке Coutts предусмотрены индивидуальные программы для «сверхбогатых лиц», т. е. тех, кто обладает состоянием от $60 млн или готов инвестировать от $20 млн. С точки зрения богатых родителей, такие курсы — средство, позволяющее вооружить наследника знанием, необходимым, чтобы понять даваемые ему советы и сделать ответственный выбор.
Многие родители хотят, чтобы их отпрыски приняли непосредственное участие в управлении семейным бизнесом или активами, другим важно, чтобы дети хотя бы просто понимали, какова структура их портфеля.
«Родители, собственноручно сколотившие свои состояния, хотят, чтобы ими распорядились разумно, — продолжает Уоллис. — Им важно убедиться, что ребенок способен принимать ответственные решения».
Обычно на своих курсах банки сочетают теоретические занятия в аудитории с интерактивными, больше ориентированными на практику. К примеру, проводятся командные игры, в которых участники набирают виртуальный инвестиционный портфель и управляют им. Но в каждом случае организаторы курсов сосредоточиваются на разных аспектах. На занятиях в Credit Suisse в фокусе оказываются вопросы инвестиций. Здесь рассматриваются основные виды активов — облигации, акции и производные инструменты, некоторое время уделяется также хеджевым фондам, недвижимости, венчурным фондам и благотворительности. На курсах J. P. Morgan Private Bank основная тема — семейный бизнес.
Coutts предлагает индивидуальные программы, в частности для клиентов, неожиданно получивших крупные суммы денег (например, в результате продажи бизнеса). Занятия с такими клиентами проводятся в лондонской штаб-квартире Coutts. «Этим людям нужны большие объемы специфической информации, и они предпочитают не обсуждать свои проблемы в присутствии посторонних», — поясняет Дункан Макинтайр, руководитель Coutts.
Очень важной темой на занятиях в этой компании является благотворительность. «Благотворительная деятельность дает богатым семьям прекрасную возможность сохранить единство, сплоченность вокруг общей цели, — считает Макинтайр. — К тому же она позволяет молодежи понять цену деньгам и подсказывает пути эффективного их использования».
По словам Хэнкока, родители иногда оставляют детям столь крупные суммы, что психика наследников испытывает серьезное давление. «Человек в такой ситуации чувствует себя одиноким и не таким, как все, — поясняет банкир. — Он начинает сомневаться: а справится ли он с тем, что на него свалилось. Часто родители посылают детей на наши курсы еще и для того, чтобы те могли общаться с людьми, находящимися в таком же положении. Клиенты съезжаются сюда со всего света, и это создает прекрасные условия для создания социальной сети. Здесь они попадают в своеобразный плавильный котел».
Часто банки стараются организовывать свои курсы в весьма фешенебельных местах. American Express проводит занятия в Лондоне и Сингапуре, J. P. Morgan — в Риме, Сен-Тропе, Женеве и Нью-Йорке. Ежегодные занятия Credit Suisse проходят в Швейцарии.
«Конечно, на курсах довольно велика интеллектуальная и эмоциональная нагрузка, но занятия еще и очень увлекательны, — продолжает Хэнкок. — Опыт показывает, что участники хорошо ладят друг с другом, проводя много времени вместе не только в аудитории, но и в баре».
Credit Suisse тщательно отбирает участников, принимая тех, кто по-настоящему заинтересован в судьбе семейного богатства и готов вести конструктивное обсуждение. «Я бы не стал называть это финансовым лагерем для новобранцев, но в занятиях участвуют очень опытные и квалифицированные менеджеры, которые действительно передают молодым ценнейший материал», — говорит Том Слоукок, начальник международного отдела по работе с богатыми клиентами Credit Suisse в Лондоне. (FT, 23.03.2007, Александр Силонов)
МЫ ЕЩЕ МОЛОДЫ
Спрос на услуги по обучению наследников крупных состояний в России пока невелик: наши бизнесмены, как правило, молоды, а их наследники пока еще школьники, считает представитель крупного западного банка в России. По его словам, массовое обучение будущего поколения управлению состоянием станет актуальным лишь через 3—5 лет.
А по словам директора по маркетингу «Уралсиб | Банк 121» Валерия Чумаченко, обучение подрастающего поколения уже применяется в рамках Private Banking. К примеру, «Уралсиб | Банк 121» по просьбам клиентов в прошлом году организовал для старшеклассников одной из элитарных гимназий на Рублевке факультативные занятия: небольшой цикл лекций по основам управления личным капиталом и бизнес-игру. Опытные финансисты вместе со школьниками разрабатывали продукт частного банка для состоятельных клиентов.
Шарлин ГОФФ