Доходность двухлетних греческих облигаций вчера достигла 25,6% годовых, 10-летних — 16,2%. Это рекордные значения для стран еврозоны за ее историю. Стоимость страховки от дефолта греческого долга также на пике. Исходя из нее вероятность дефолта Греции в течение пяти лет оценивается в 66%, подсчитали опрошенные Bloomberg трейдеры.
Рост ставок ускорился после того, как 14 апреля немецкий министр финансов Вольфганг Шлаубе, вопреки официальной позиции правительств европейских стран и ЕЦБ, высказался о возможности реструктуризации греческого долга.
«Пока никто не успокоит рынок, что переносов сроков выплат не будет, рынок будет закладывать [в цены] эту возможность больше и больше», — говорит стратег Monument Securities Марк Оствальд (цитата по Bloomberg).
Пока происходит обратное. О необходимости реструктуризации заговорили чиновники еврозоны. «Не думаю, что Греция добьется успеха в консолидации бюджета без реструктуризации, возможно, в ближайшем будущем», — полагает Ларс Фелд, советник по экономике канцлера Германии Ангелы Меркель, советуя провести реструктуризацию «лучше раньше, чем позже» (цитата по Bloomberg).
Во вторник были опубликованы данные о состоянии финансов Греции. Бюджетный дефицит в 2010 г. составил 10,5% ВВП, хотя в феврале правительство говорило о 9,4%. Суверенный долг достиг рекордных для еврозоны 142,8% ВВП. Цифры «высокие, но теперь мы знаем ситуацию», говорит комиссар ЕС Олли Рен (цитата по Bloomberg), уверяя, что планов разрешить Греции реструктуризацию нет.
Реструктуризация греческого долга «скорее всего будет иметь системный эффект с последствиями, которые трудно просчитать, но, судя по всему, более разрушительными, чем катастрофа Lehman Brothers. Она затронет балансы [финансовых] институтов и, весьма вероятно, доверие в банковской системе», говорит член управляющего совета ЕЦБ Хосе Мануэль Гонсалес-Парамо (цитата по Bloomberg).
Греческие чиновники по-прежнему отрицают возможность реструктуризации.
Ничего не изменилось, говорит представитель Минфина.
«Реструктуризация была бы неправильным [решением] — это было бы нежелательно для экономики Греции, еврозоны, это не нужно и просто плохая идея», — заявил член управляющего совета ЕЦБ Атанасиос Орфанидес (цитата по Reuters). Рен похвалил греческие власти за решения по сокращению дефицита: в апреле они объявили о планах продать активы на 50 млрд евро и урезать расходы бюджета; его дефицит в 2011 г. должен быть сокращен до 7,4% ВВП.
Fitch считает лучшим вариантом для Греции увеличение помощи ЕС, рассказал интернет-изданию ekatimerini.com старший директор рейтингового агентства Пол Рокинс. При дефолте понадобится больше денег на поддержку банков. «Несмотря на политический ажиотаж, это было бы меньшим злом. Это отодвинет проблему до 2013 г., когда начнет действовать механизм стабильности ЕС», — отмечает он.
Чем больше ждать, тем больше дисконт при рестуктуризации и тем хуже для экономики, отмечает колумнист Bloomberg Мэтью Линн, ссылаясь на исследование Хуана Крусеса и Кристофа Требеша. Они изучили 202 дефолта в 68 странах. Больший дисконт задерживает возвращение на рынки капитала и увеличивает стоимость следующих заимствований.
Обмен краткосрочных бондов на долгосрочные был бы хорошим решением, полагает профессор бизнес-школы при Университете Манчестера Исмаил Эртюрк: «На данной стадии не нужно заставлять кредиторов нести потери. Это может привести к огромной турбулентности на рынке суверенного долга и банковских акций в Европе».
Не в коня корм
110 млрд евро получила Греция от ЕС и МВФ. Это не привело к ожидаемому результату, отмечает Мохамед эль-Эриан, директор PIMCO, управляющей крупнейшим портфелем долговых бумаг. «Значит, надо отказаться от попыток спасения [Греции], — делает он вывод. — Просто добавление нового долга к уже существующему не решит проблему в долгосрочной перспективе» (цитата по Reuters).
Татьяна БОЧКАРЕВА