Банк России отмечает снижение инфляционных ожиданий в стране и надеется уложиться в 7%. Так ЦБ старается ускорить промышленный рост.
«Аналитики стали давать прогноз инфляции на уровне ниже 7% в годовом исчислении, что для нас радостно. Видимо, рынок продовольствия может показать снижение цен, как мы и ожидали», — сообщил заместитель председателя Центробанка Сергей Швецов.
Это сообщение зампреда ЦБ сделано накануне запланированного на 29 апреля заседания совета директоров Банка России по вопросам процентной политики, решение которого зависит от показателей инфляции и экономического роста.
В комментарии к решению совета директоров ЦБ от 25 марта, когда он оставил без изменения ставку рефинансирования, было отмечено, что на 21 марта инфляция в годовом выражении составила 9,4% против 9,5% по состоянию на конец февраля. При этом замедлился рост цен на все компоненты потребительской корзины — как на непродовольственные товары и услуги, так и на продукты питания. «Следуя логике заявлений чиновников ЦБ, предполагаю, что и сейчас ставка рефинансирования останется на прежнем уровне — 8%. Правда, и на сей раз ЦБ может поднять нормы отчислений банков в фонды обязательного резервирования для стерилизации избыточной ликвидности на российском финансовом рынке», — считает независимый аналитик Дмитрий Сусанов.
Для российского ЦБ сдерживание инфляции — один из двух приоритетов политики, как и поддержание стабильности курса национальной валюты. «А инфляционный риск с начала года по-прежнему остается высоким, и я не верю заявлениям властей о том, что цены на продовольствие в стране падают. Видимо, мы с чиновниками покупаем продукты в очень разных местах. Думаю, что в текущем году инфляция будет больше плановой, примерно на уровне 10—11%», — отмечает Сусанов. О том, что инфляция за год может составить «двузначное число» не сомневается и председатель правления банка «Юникредит» Михаил Алексеев.
Существенное влияние на инфляцию в этом году оказывают немонетарные факторы, связанные с ростом цен на продовольствие на мировых рынках, сезонный рост тарифов естественных монополий и увеличение с начала года отчислений граждан в небюджетные фонды — с 26 до 34%.
Дмитрий Сусанов также отмечает, что Центробанк старается делать вид, что инфляция снижается, чтобы не загубить наметившиеся в России послекризисные «зеленые ростки» оживления экономики. «Но даже Минэкономразвития уже давно ничего не меняет в своих прогнозах — министерство не надеется на рост ВВП», — говорит аналитик.
Начальник управления операций на финансовых рынках «Русь-банка» Станислав Филиппов считает, что фактические значения инфляции могут не совпасть с прогнозами, но здесь важно понимать, что в ожиданиях участников рынка в целом и аналитиков в частности наметился сдвиг в сторону снижения инфляции. «Не думаю, что участники опросов умышленно стремились занизить прогнозы, при определенном развитии ситуации такие цифры вполне могут быть достигнуты. Стоит заметить, что в самих по себе больших абсолютных показателях инфляции нет ничего страшного, если, конечно, они находятся в разумных пределах», — отмечает Станислав Филиппов. По его мнению, гораздо больше внимания следует уделять соотношению показателей, отражающих инфляцию, с показателями роста производства, занятости, производительности труда.
Елена ГОСТЕВА