«Ведомостям» стали известны расчеты стоимости ВТБ, сделанные аналитиками банков — организаторов его IPO. Результаты отличаются почти вдвое — от $22 млрд до $39 млрд.
ВТБ — второй по величине банк России, 99,99% акций принадлежит правительству. В группу ВТБ входят розничный «ВТБ 24», ПСБ, ряд банков в странах СНГ и дальнего зарубежья. В мае ВТБ планирует разместить 22—23% акций допэмиссии на российских и Лондонской фондовой биржах. С 9 апреля по 7 мая принимаются заявки на покупку акций от розничных инвесторов — через офисы ВТБ и «ВТБ 24».
На прошлой неделе инвесторы начали получать отчеты организаторов IPO ВТБ с приблизительными оценками стоимости банка сразу после размещения. Как сообщил «Ведомостям» источник, близкий к одному из инвестфондов, Citigroup оценил госбанк с учетом привлеченных средств в $22—39 млрд, Deutsche Bank — в $26,5—31,4 млрд, «Ренессанс Капитал» — в $29—33 млрд, а Goldman Sachs не давал оценки. Эти цифры подтвердили источник, близкий к размещению, управляющий фондом, а также знакомый с содержанием отчетов менеджер российской инвесткомпании.
Такой разброс оценок, особенно у Citigroup, удивил аналитиков. «Организаторы как будто признаются, что сами точно не знают, сколько должно стоить то, что они продают», — ехидничает начальник аналитического управления МДМ-банка Александр Кантарович. «Вероятно, Citigroup ожидает очень высокого спроса, поэтому и приводит оценку почти $40 млрд», — полагает аналитик «Брокеркредитсервиса» Денис Мухин. А аналитик Банка Москвы Ольга Веселова считает, что причина разброса — не слишком ясное представление о возможном спросе: «Совсем недавно акции разместил Сбербанк [на 230 млрд руб., из них 83 млрд — от Центробанка], и интерес в банковских акциях, в том числе иностранных инвесторов, был в большой степени удовлетворен. ВТБ тоже интересен, однако цель привлечь $6 млрд на открытом рынке выглядит очень амбициозной, и организаторы, видимо, учитывают это».
Такой же разброс получился и перед IPO «Роснефти» — $63—120 млрд. Минимальную справедливую цену дал Morgan Stanley, а максимальную — «Уралсиб». При этом у Morgan Stanley верхняя оценка отличалась от нижней почти вдвое ($63—118 млрд), а у некоторых приближалась к 50% ($64—90 млрд у «Тройки Диалог», $80—120 млрд у «Уралсиба», $74,8—117 млрд у Deutsche UFG).
Сильно разнятся и оценки независимых аналитиков. Многие из них на прошлой неделе повысили целевую цену ВТБ после публикации отчетности банка по МСФО. Его активы за год выросли на 43% до $52,4 млрд, капитал — на 32% до $7 млрд, а чистая прибыль составила $1,2 млрд. «Финам» оценивает ВТБ до IPO в $18—28 млрд, БКС — в $23,4 млрд, «Атон» — в $25 млрд. По оценке UBS, в момент размещения банк будет стоить $30 млрд, МДМ-банк дает $27—28 млрд, «Финам» — $24—37 млрд.
Аналитик «Финама» Ольга Беленькая объясняет разброс тем, что исходя из слов менеджмента, чиновников, сравнения с развивающимися рынками, информации из СМИ и т. д. справедливую стоимость банка можно посчитать по-разному. «Треть прибыли банк в прошлом году получил от двух сделок [продажи акций «Камаза» и доли в Международном московском банке]. Прогнозировать это невозможно», — добавляет Мухин. Кроме того, Беленькая считает низкой вероятность участия в IPO стратегических инвесторов (в отличие от «Роснефти» и Сбербанка).
Инвесторы прислушиваются ко всем оценкам, не отдавая предпочтения организаторам, говорит управляющий Kazimir Partners Дмитрий Крюков. «Как правило, они к тому же берут исходные данные и делают собственные оценки, исходя из них», — рассказывает он. «Для нас имеют значение все оценки», — подтверждает управляющий другим фондом.
Несмотря на разногласия в оценках, почти все аналитики отмечают отличные перспективы акций ВТБ. Мухин считает, что потенциал их роста до конца года может составить 34%, а главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова и Ольга Беленькая оценивают его в 40%. БКС оценивает справедливую стоимость банка на конец года в $31,25 млрд, Банк Москвы — в $30,3 млрд, «Финам» — в $39—49 млрд. БКС будет рекомендовать «покупать» акции при цене 9—11 коп., «Финам» — 9—14 коп., МДМ-банк — не дороже 11 коп.
Одного Сбербанка инвесторам мало, особенно иностранцам, а ВТБ почти по всем показателям (кроме кредитов населению) — второй после «Сбера» и имеет все шансы стать «голубой фишкой», отмечает в своем обзоре Беленькая.
Опрошенные «Ведомостями» инвесторы пока не решили, покупать ли акции ВТБ. Управляющий западным фондом определится после встречи с менеджментом: «Я жду конкретных ответов — на что пойдут деньги [от IPO], а не общих слов». А его коллега из российского фонда — объявления диапазона цены размещения.
Анна БАРАУЛИНА, Гюзель ГУБЕЙДУЛЛИНА