Получатели потребкредитов способны превратить страховую компанию из статиста в одного из ведущих игроков на рынке. Это случилось с компанией «Русский стандарт страхование», которая, собрав в 2006 г. по «жизни» $80 млн, заняла
«Русский стандарт страхование» (РСС) — совместное предприятие компании «Русский стандарт — инвест» (75% акций) и французского страховщика Cardif, входящего в группу BNP Paribas (25% акций). За несколько лет компания превратилась из небольшого страховщика, занявшего в 2004 г.
Вся премия РСС по страхованию жизни — сборы по страхованию заемщиков банка «Русский стандарт» — это не долгосрочные договоры, признает гендиректор РСС Николай Клековкин. Остальные 2 млрд руб. сборов также пришлись в 2006 г. на кредитные продукты — страхование заемщиков от несчастного случая, говорит Клековкин.
По его словам, основная клиентская база РСС — заемщики «Русского стандарта», решившие взять потребительский кредит. В прошлом году компания выплатила по страховым случаям всего 4 млн руб. (уровень выплат — 0,2%). «У нас много выплат, просто суммы небольшие, а также высокие расходы на ведение дел», — отмечет Клековкин. Насколько прибылен бизнес РСС и каковы расходы компании, он уточнить отказался. Один из страховщиков на условиях анонимности оценивает рентабельность операций РСС в 20—25%. «Это очень высокий показатель — например, рентабельностью по автострахованию в несколько процентов можно вполне быть довольным», — говорит он.
Обилие мелких договоров делает затраты компании выше средних по рынку, соглашаются страховщики. Однако оценить их количественно никто не взялся.
Банк Рустама Тарико — один из лидеров по объему кредитов населению. По данным «Интерфакс-ЦЭА», в 2006 г. он ссудил физлицам 160,6 млрд руб., уступив лишь Сбербанку (694,7 млрд руб.).
«Клиент банка понимает необходимость страхования своей жизни, ведь если с ним
«Русский стандарт» и его страховщик в прошлом году заинтересовали чиновников Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Она решила, что банк должен дать заемщикам возможность застраховаться в другой компании, и предписала убрать из заявления на выдачу кредита название РСС — единственного страховщика, который может застраховать риски клиента, вспоминает замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. В июне «Русский стандарт» должен заменить бланки заявлений в своих отделениях по всей стране, говорит Кашеваров. «Они [руководство банка] также заверили нас, что будет проведен тендер по выбору нескольких страховщиков кредитных программ», — рассказал «Ведомостям» чиновник.
Вся премия РСС приходится на кредитные продукты, а сборы универсальных страховщиков по таким программам — капля в море их совокупной премии. Так, группа «Ренессанс Страхование» в 2006 г. собрала порядка $7 млн по страхованию жизни и здоровья заемщиков по различным кредитам, рассказала заместитель гендиректора компании Сирма Готовац. Общие премии группы составили, по данным Росстрахнадзора, $230 млн. Сборы «Уралсиба» по страхованию жизни при ипотечном кредитовании — 8% от общей суммы взносов, т. е. около $22 млн, сообщил представитель страховщика. «Согласие» по аналогичным программам, по словам главного специалиста отдела страхования банковских и ипотечных программ компании Александра Мельникова, получило порядка $5 млн (общая премия компании — $400 млн). А компании «Ингосстрах-Жизнь» заемщики принесли в 2006 г. почти четверть премии — чуть более $400 000, говорит начальник управления «Ингосстраха» Александр Дроздов.
«Если бы российские банки научились правильно предлагать страхование жизни заемщикам по потребкредитам и ипотеке, объем рынка страхования жизни только за счет этого превысил бы $1 млрд в 2006 г.», — заключает Андрей Дубинин, гендиректор компании «Авива», «дочки» британской Aviva.
Кредитные премии
Сборы страховщиков по кредитным программам директор департамента рейтингов финансовых институтов «Эксперт РА» Павел Самиев и гендиректор компании «Эйс жизнь страхование» («дочка» Ace) Антон Кушнер оценивают в 60—70% рынка страхования жизни. По оценкам руководителя центра стратегических исследований «Росгосстраха» Алексея Зубца, его объем составил в 2006 г. около $425 млн, а две трети рынка, приходящиеся на кредитные программы, — это примерно $250—300 млн.
Алексей РОЖКОВ