Газпромбанк продал контролирующим владельцам НОВАТЭКа Леониду Михельсону и Геннадию Тимченко еще 9,4% акций этой компании. Рыночная цена этого пакета не менее $4 млрд, но Газпромбанку в декабре он достался вдвое дешевле. Вопреки ожиданиям Геннадий Тимченко так и не стал блокирующим акционером НОВАТЭКа в результате сделки. Впрочем, он еще может нарастить свой пакет, если продать свою долю в компании согласится «Газпром».
В пятницу НОВАТЭК опубликовал сообщение о том, что из состава акционеров компании вышел Газпромбанк — принадлежащий банку кипрский ZGG Cayman Holding Ltd продал 9,4% акций НОВАТЭКа, сократив свою долю в компании до нуля. Сделка была закрыта в прошлую среду. Кто и по какой цене приобрел эти бумаги, в НОВАТЭКе пояснить отказались. В сообщении компании, впрочем, также сказано, что другой ее акционер — кипрский SWGI Growth Fund — нарастил свою долю с 11,6% до 15,4% акций. Последний офшор считается близким к главе правления НОВАТЭКа Леониду Михельсону. Таким образом, именно он стал одним из покупателей проданных Газпромбанком бумаг, увеличив свою долю в НОВАТЭКе на 3,8%.
Кроме господина Михельсона участником сделки с Газпромбанком мог быть только предприниматель Геннадий Тимченко. Еще осенью прошлого года ZGG Газпромбанка подписала опционное соглашение со структурой Леонида Михельсона и Геннадия Тимченко (офшором Hibridge Ventures Ltd, которым они владеют на паритетных началах) о продаже им 9,4% акций НОВАТЭКа. Сумма сделки тогда также не называлась, но известно, что Газпромбанк мог на ней значительно заработать — банк купил эти бумаги у «Газпрома» с дисконтом к рыночным котировкам в $1 млрд (банк купил их за 57 млрд руб.). На Лондонской фондовой бирже в четверг (в пятницу биржа была закрыта) 9,4% акций стоили почти $4 млрд.
Как именно распределились доли в капитале НОВАТЭКа между господами Тимченко и Михельсоном в результате сделки с Газпромбанком, источники «Ъ» не поясняют. По данным инвестмеморандума компании к выпуску облигаций, на начало этого года они владели 23% акций и 27% акций НОВАТЭКа соответственно.
Но в марте и тот и другой частично продали свои акции французской Total, которая в результате стала владельцем 12% акций НОВАТЭКа (см. «Ъ» от 3 марта). Как снизились доли господ Михельсона и Тимченко в результате сделки с Total и как они снова нарастили их, распределив между собой купленные у Газпромбанка 9,4% акций НОВАТЭКа, источники «Ъ» не поясняют. Один из них уточнил лишь, что «нынешнее распределение долей примерно соответствует тому, что было до сделки с Total».
Аналитики всегда говорили, что Геннадий Тимченко стремится получить блокпакет в НОВАТЭКе, однако источник «Ъ» утверждает, что «этого пока не произошло». Важнее то, что совокупная доля господ Михельсона и Тимченко в НОВАТЭКе является контрольной, и «пока это всех устраивает», добавляет он. Федеральная антимонопольная служба дала разрешение Volga Resources на консолидацию не более 23,5% акций НОВАТЭКа, то есть формально превысить этот лимит фонд не может. Впрочем, рано или поздно это все равно произойдет, уверен Виталий Крюков из «ИФД-Капитала», а на данном этапе, когда Геннадий Тимченко и Леонид Михельсон сумели разделить управление компанией (господин Тимченко просто входит в ее совет директоров), этот вопрос непринципиален.
Теперь, когда Газпромбанк полностью вышел из НОВАТЭКа, потенциальным продавцом акций фонду господина Тимченко может быть только «Газпром», у которого еще остается 10% бумаг компании. В своем отчете по МСФО за 2010 год, опубликованном в четверг, «Газпром» назвал этот пакет «долгосрочной финансовой инвестицией, предназначенной для последующей продажи». Зампред правления НОВАТЭКа Марк Джетвей заявил недавно, что, по его данным, продавать этот пакет «Газпром» пока не планирует. Однако глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин полагает, что держать акции НОВАТЭКа «Газпрому» не имеет смысла, учитывая его намерение увеличить инвестпрограмму, на которую потребуется значительное финансирование.
Дмитрий БЕЛИКОВ