Ожидания половины участников рынка относительно политики Банка России в отношении учетной ставки не оправдались. Они полагали, что ЦБ не станет менять ставку рефинансирования. Их убежденность основывалась на заявлениях, прозвучавших накануне заседания совета директоров Центробанка о замедлении инфляции «месяц к месяцу».
Но регулятор все-таки принял решение об ужесточении денежной политики и с 3 мая поднял ставку рефинансирования на 25 б. п. — до 8,25%. Выросли и некоторые ставки по операциям ЦБ. Нормы резервирования банков оставлены на текущих уровнях.
Между тем, эксперты отмечают, что инфляционное давление в апреле осталось значительным. Так, по расчетам аналитиков Банка Москвы, эта цифра в расчетах «год к году» составляет 9,6% при 9,5% в феврале-марте, хотя темп роста потребительских цен в месячном выражении замедлился. Именно поэтому ЦБ решил бороться с инфляцией увеличением ставки рефинансирования.
Госбумаги подешевели
Рынки незамедлительно отреагировали на этот шаг Центробанка.
«Рублевый рынок отреагировал на публикацию решения ЦБ продажами госбумаг, которые потеряли в цене 10—20 б. п. Лидером падения стала облигация федерального займа ОФЗ 2204, котировки которой «просели» на 25 б. п.», — говорит аналитик Банка Москвы Екатерина Горбунова. По ее словам, интенсивная продажа длинных ОФЗ выглядит закономерной реакцией на ужесточение денежной политики регулятором.
При этом аналитик отмечает, что корпоративные облигации переоценка пока не затронула. «Выпусков облигаций, завершивших торговый день пятницы в минусе, оказалось примерно столько же, сколько и бумаг, прибавивших в цене. Максимальные обороты дня обеспечил выпуск «РусАла», вышедший на вторичные торги на 50 б. п. выше номинала. Мы ожидаем, что за смещением кривой доходностей госбумаг вверх последует переоценка корпоративных и муниципальных выпусков облигаций», — полагает Екатерина Горбунова.
«Корпоративные облигации на фоне изменения ставки рефинансирования не изменили своих цен еще и потому, что рубль сейчас укрепляется, и вложения в рублевые активы интересны с точки зрения растущей валюты. Но я считаю, что в целом по рынку доходности рублевых корпоративных облигаций низки», — говорит начальник отдела портфельных инвестиций ИК «Грандис Капитал» Дмитрий Иванов.
По его словам, облигации первого эшелона со сроком погашения до года сейчас имеют доходность примерно 6% (или 6 с небольшим). Облигации эмитентов второго эшелона можно найти по доходности 7% годовых, а неплохие компании, находящиеся между 2 и 3 эшелонами надежности, торгуются с доходностью до 8%, отмечает эксперт.
«Учитывая растущую инфляцию, корректировка по ставкам доходности корпоративных облигаций должна произойти в сторону увеличения, по бумагам со сроком погашения или оферты до года — примерно на 0,5%, по более длинным выпускам — до 1%. Предсказать сроки, когда произойдет данное событие, трудно: это может произойти как в начале, так и в конце лета. Многое зависит от политики ЦБ и в области денежной политики — от того, будет ли меняться ставка рефинансирования, от темпов инфляции и от состояния мировых рынков», — считает Дмитрий Иванов.
Елена ГОСТЕВА