Новая система оплаты труда, которая внедряется в Сбербанке с начала года, была призвана усилить мотивацию сотрудников — но в результате едва не свела их с ума. В соответствии с новой системой всех сотрудников разделили на 23 разряда: с 1 по 7 разряд — служащие и специалисты, 23-й разряд у Германа Грефа. Внутри каждого разряда есть зарплатная «вилка»: разные зарплаты предназначены «новичкам», «профессионалам» и «передовикам» (именно так они названы в презентации Сбербанка). Система распространяется на всех, кроме руководителей высшего звена.
И тут возникает ключевой момент: какой размер зарплаты кому положен — решает непосредственный руководитель. Он же определяет размер квартальной премии, обязательные ежемесячные премии теперь отменены, а квартальные уменьшены: если раньше каждый сотрудник получал дополнительно еще один оклад каждый месяц, и раз в квартал от 1 до 3 окладов в зависимости от должности, то теперь хороший сотрудник раз в квартал может получить от 0,5 до 1,5 окладов в зависимости не только от должности, но и от личных и групповых результатов работы. Насколько личные результаты хороши и надо ли платить премию решает непосредственный начальник: полная премия положена лишь лучшим сотрудникам, получившим наивысший балл по системе оценки «5+».
Кто считается лучшим? Например тот, кто предугадывает интересы клиентов, отличается высшей степенью организованности, вносит инновационные предложения и т. д. А вот если работник ставит свои личные интересы и правила выше интересов клиента, способен сказать «приходите завтра», демонстрирует скептицизм, игнорирует опыт коллег, да еще отстаивает свою точку зрения на совещаниях — премии ему не видать. И все эти пункты учитывает и суммирует начальник.
В принципе, недовольство сотрудников вызывает любая реформа оплаты труда, но зависимость дохода от воли непосредственного начальника вызвала непредвиденный эффект: сотрудники стали жаловаться, что им недоплачивают. Сначала посыпались гневные отзывы на форумах, потом пошли письма лично Грефу с жалобами на снижение дохода. Председателю правления Сбербанка пришлось в своем апрельском письме написать сотрудникам: «Ко мне поступило много обращений о том, что произошло сокращение заработной платы. Лично разбирался со всеми этими вопросами». По мнению Грефа, никаких недоплат не было: «Давайте начистоту: не встретил ни одного случая, когда действительно произошло снижение доходов. Наоборот, везде присутствует рост совокупного дохода работника. […] В I квартале кажется, что происходит падение дохода, поскольку на конец года — декабрь — приходится сразу несколько премиальных выплат: годовое вознаграждение, месячная премия за декабрь и квартальная премия за IV квартал».
Что удивительно — в отчетности банка также не видно снижения фонда оплаты труда. В I квартале этого года на оплату труда работников Сбербанк потратил 27 млрд рублей, против 21,8 млрд в I квартале прошлого, хотя численность персонала сократилась. Тем не менее, недовольство работников, видимо, сильно задело главу банка. В письме он замечает, что хотя над новой системой мотивации работали долго и упорно, в нее готовы вносить коррективы. А территориальным банкам, которые выполнили план по прибыли и операционному доходу, уже сейчас дано право увеличивать расходы на зарплату. Вряд ли это поможет: работники очевидно недовольны не самой новой системой оплаты труда, а скорее полной и безоговорочной зависимостью от непосредственного начальника — того, который всегда неправ.
Елена ТОФАНЮК
Дополнительный материал к статье можно скачать на сайте источника.