Если бы бывший «худший человек на свете» Усама бен Ладен мог увидеть, что творится на фондовых рынках сегодня, он был бы разочарован: его поимка и уничтожение после 10 лет поисков вызвали у инвесторов лишь зевоту. Американский фондовый рынок подрос лишь на пару часов после новостей 2 мая, отмечает корреспондент Marketwatch Дэвид Коллоуэй.
Несмотря на то, что новости об уничтожении бен Ладена заполонили заголовки СМИ на прошлой неделе, инвесторы уже осознали настроения на Ближнем Востоке относительно террориста, царившие там во время «арабской весны», — его время прошло. Этот безумный отшельник уже не был способен привлекать к себе внимание повстанцев очередным гневным призывом, записанным на видео. Его влияние было уже не столь велико, как 10 лет назад, особенно без подключения к Интернету и без аккаунта в Twitter.
Печальный и полный жестокости след, который оставил после себя некогда устрашавший всех злодей, оказался всего лишь последним штрихом в череде бурных событий, которые, по идее, должны бы были привлечь к себе внимание инвесторов, но не привлекли. Японское землетрясение, серия революционных выступлений на Ближнем Востоке и в Северной Африке, новая война в Ливии. Некогда даже одно из этих событий способно было бы в один момент подстегнуть колебания рыночных котировок. Что же изменилось?
Если говорить попросту, то инвестиционный мир уже столкнулся на своем веку с самыми страшными на нашей памяти событиями. И сегодня, когда самые черные дни мирового кризиса и глобальная угроза экономического коллапса уже остались позади, нужно
«Если вспомнить события первой четверти нынешнего года — Ближний Восток, Япония, Европа — то можно воскликнуть: дескать, да, ужасные события! Все эти события плохо отразятся на экономике и фондовых рынках, однако они не стали причиной для серьезного их падения», — поясняет соуправляющий фондом Encompass Fund из Сан-Франциско Маршалл Берол.
Месяц назад автор этой статьи, Берол, президент и портфельный управляющий фондом Permanent Portfolio Funds Майкл Куджино, а также ведущий блога на сайте Marketwatch.com журналист Коди Уиллард объединились и создали проект «Инвест-инсайт: глобальное инвестирование в посткризисном мире».
Все участники проекта придерживались «бычьего» настроя, хотя и руководствовались разными стратегиями. Берол и Куджино прочно «сели на золотой поезд», и золото оправдало их ожидания, продержавшись на высоких отметках несколько недель вплоть до недавнего снижения котировок.
Уиллард относится к золоту с «медвежьей» точки зрения, а также терпеть не может финансовые бумаги, акции компаний — разработчиков альтернативных источников энергии и прочие инструменты, которые требуют активной правительственной поддержки. Он полагает, что вскоре грядет еще один кризис, значительно хуже предыдущего. Впрочем, он «по-бычьи» относится к акциям высокотехнологичных компаний и согласен с другими коллегами по проекту в том, что этот год будет хорош для ценных бумаг.
По утверждению Уилларда, «любая индустрия, зависимая от правительственных субсидий для сохранения своей бизнес-модели», подвержена опасности.
В свою очередь высказывание Куджино о золоте полезно для инвесторов и сегодня. Говоря о слабых показателях желтого металла в январе нынешнего года, эксперт отметил, что «оно претерпело коррекцию на 100 пунктов, и по этому поводу все подумали, что дни золота сочтены — но те, кто так подумал, просто ничего не знают о золоте. Этот драгметалл может как прибавить, так и сбросить в цене пару сотен пунктов, и никто не поймет, в чем тут дело. Так уж оно себя ведет».
Единственное, на чем единодушно сошлись трое коллег — это убежденность в том, что деньги можно делать при любом инвестиционном климате, если инвесторы придерживаются основных рыночных трендов и не обращают внимания на новостную шумиху вокруг.
Конечно, это не самое приятное для новостных редакторов утверждение, но зато это вполне разумная инвестстратегия.
Доллар США начал падать еще 12 лет назад, со времен первого президентского срока Дж. Буша-младшего и еще до атаки бен Ладена и «Аль-Каиды» в 2001 году. В тот же период золото показало пятикратный рост. Оно постоянно прибавляло в цене, в то время как доллар становился все менее инвестиционно привлекательным. Фондовые рынки упали через три года после того, как лопнул интернет-пузырь, затем росли в течение пяти лет, после чего последовал гигантский спад продолжительностью в полтора года, а в течение последних двух лет вновь наблюдается рост.
Акции Apple росли пять лет из последних шести, в то время как бумаги Microsoft и Cisco Systems, а также индекс Nasdaq Composite пережили существенные колебания, но в итоге никаких существенных результатов так и не показали. Инвесторам нынче больше по душе облигации и сырьевые бумаги.
Несмотря на постоянный вал новостной информации со всего мира, инвестиционные тренды меняются медленнее, чем заголовки новостей.
Разумеется, для умных инвесторов всегда найдутся возможности. К примеру, Берол — большой поклонник урана, а после того как многие инвесторы сбросили с рук акции этого тяжелого металла
Но макро-тренды по-прежнему определяют лицо рынка, и можно считать, что кризис позади. Если, конечно, не учитывать, что некоторые инвесторы уверены в грядущем падении одного из крупнейших американских банков или в неизбежности потерь по деривативам вследствие растущих в США цен на нефть.
Все трое участников проекта сошлись на том, что готовятся отметить третью годовщину «бычьего» рынка в марте 2012-го, несмотря на последние его зигзаги на прошлой неделе, на следующей или на те, что случатся грядущим летом. Эти ожидания основаны на уверенности в том, что как американская, так и мировая экономика в целом восстанавливаются, а также на надежде инвесторов на то, что бен Ладен застрял в аду надолго.
Перевела Наталья ЧЕРКАШИНА, Banki.ru