Герману Грефу удалось превратить Сбербанк в «потребительскую» компанию. Пару лет назад Греф сам поставил Сбербанк в один ряд с МТС и «Вымпелкомом», когда говорил о необходимости бороться за предпочтения клиентов. Теперь в один ряд с этими компаниями Сбербанк поставили составители списка самых дорогих брендов мира по версии Millward Brown Optimor.
Дебют Сбербанка в топ-100, пусть и на задворках списка, больше напоминает аванс или ожидания иностранцев в отношении Грефа и его команды. Пресловутую «клиентоориентированность» менеджеры банка продемонстрировали в тектонических для системы «Сбера» изменениях в работе отделений. Чего только стоит тот факт, что работники банка терпеливо объясняют клиентам, как провести платежи через банкоматы и терминалы. Хотя могли бы взять в разы большую комиссию за операцию «через окошко» и не переживать, что, разобравшись в работе банкомата, клиенты станут пользоваться устройствами и других банков.
Перестав прятаться от клиентов и начав бороться за них, Сбербанк стал более понятным для всякого рода исследователей. В том числе из Millward Brown Optimor. А Греф, кстати, сокрушался, что до его прихода в банке вовсе не было маркетингового подразделения.
Ведущие строчки в списке самых дорогих брендов мира занимают отнюдь не финансовые монстры. Там доминируют компании, беспрерывно сражающиеся за потребителя не только на технологическом, но и на маркетинговом фронте: Apple, Google, McDonald`s, Coca-Cola, Marlboro и т. д. Без финансистов не обойтись. Однако потрепанные кризисом (причем не только материально, но и репутационно), они сдают позиции. Сбербанк, например, обошел Goldman Sachs. Возможно, тут наступает период новых героев, у которых тень советского прошлого уже не застилает очевидный прогресс и отличные финансовые результаты. Самое время для анонсированной Сбербанком экспансии, в том числе и за рубежом.
Василий КУДИНОВ