Резкое падение цен на сырьевые товары на прошлой неделе не означает смены долгосрочного тренда на их рост, считают эксперты Goldman Sachs, Morgan Stanley и Barclays. Подъем на сырьевых рынках, по их мнению, может возобновиться после нынешней коррекции. Не все разделяют эту уверенность, некоторые считают, что фундаментальные факторы перестали играть значимую роль на рынке сырья, который наводнили спекулянты.
Цены на многие виды сырья устойчиво росли с лета — осени прошлого года. Индекс из 24 сырьевых товаров Standard & Poors GSCI в течение пяти месяцев подряд по конец апреля показывал лучшие результаты, чем акции, облигации и доллар, что, по данным Bloomberg, стало самым длительным таким периодом за 14 лет. Но в начале мая индекс рухнул на 11% в течение пяти дней. Последний раз столь значительное падение наблюдалось в декабре 2008 г., в пик кризиса.
Месяц назад Джеффри Керри, начальник отдела анализа сырьевых рынков Goldman Sach в Лондоне рекомендовал инвесторам существенно сократить долю сырьевых товаров в портфелях. Теперь же масштабное падение создало возможность для возобновления роста, в особенности, во втором полугодии, когда фундаментальные экономические факторы снова будут способствовать подъему цен, считает Керри. Правда, в краткосрочной перспективе он сохраняет осторожность.
Майское падение не обусловлено фундаментальными факторами, рост возобновится, считает Хуссейн Аллидина, начальник отдела анализа сырьевых рынков Morgan Stanley в Нью-Йорке. Это еще не разворотный момент, цены продемонстрируют хороший подъем через некоторое время, уверен Кевин Норриш, управляющий директор Barclays Capital в Лондоне (мнение все трех аналитиков приводит Bloomberg).
JPMorgan Chase в отчете от 6 мая повысил прогноз средней цены нефти Brent до $120 в 2011 и 2012 гг. (прежние оценки — $110 и $114 соответственно).
После аналогичного обвала в декабре 2008 г. индекс Standard & Poors GSCI вырос в течение недели на 12%. Правда, тогда падение ознаменовало последний этап кризисного медвежьего тренда, а сейчас оно произошло на пике цен. С кризисных минимумов к концу апреля 2011 г. индекс вырос более чем вдвое.
Недавний обвал был спровоцирован, в частности, массовым закрытием длинных позиций со стороны крупных инвесторов. Так, фонд Джорджа Сороса Soros Fund Management, последние годы аккумулировавший золото и серебро, активно продавал драгметаллы. Управляющие хедж-фонда Taylor Woods Capital Management, активно игравшего на повышение цен на нефть, обеспокоились тем, что в последнее время они не продолжали расти, несмотря на положительные сигналы, и закрыли позиции. А другой хедж-фонд, BlueGold Capital Management, один из наиболее успешных на нефтяном рынке в последние годы, этого не сделал и потерял 30% по своим позициям, сообщает The Wall Street Journal.
Сырьевой рынок находится в начале медвежьего тренда, который может продлиться от пяти до 10 лет, сказал в интервью Bloomberg Майкл Аронстейн, президент нью-йоркской Marketfield Asset Management, который предсказал падение в 2008 г. (тогда Standard & Poors GSCI потерял 66% за семь месяцев). Масштабы инвестиций на сырьевых рынках таковы, что «соотношение спроса и предложения практически перестало иметь какое-либо значение… это похоже на последние дни технологического пузыря» в 2000 г., сказал он.
Цены на сырье в последние месяцы выросли очень сильно, коррекция была неизбежна, говорит Дэвид Фуллер, издатель инвестиционного бюллетеня Fullermoney Global Strategy. Причин для этого множество: высокие цены стали негативно влиять на перспективы роста экономики, ухудшая положение потребителей и компаний; на рынок пришли многочисленные спекулянты; промышленные потребители сырья, как страны, так и компании, стали запасать его, а центробанки — скупать драгметаллы; центробанки в развивающихся странах повышают процентные ставки, чтобы сдержать инфляцию, основная причина которой — высокие цены на сырье; наконец, биржи повысили размер гарантийного обеспечения на ряд фьючерсных контрактов, в частности, на серебро. «Когда пыль уляжется, а на это может уйти несколько месяцев, появится новая возможность для покупок, так как долгосрочный, многолетний бычий тренд продолжится. Спрос на сырье будет расти, и предложение не всегда будет поспевать за ним», — говорит Фуллер.
Михаил ОВЕРЧЕНКО