Инвестиции в непрофильные активы, игра на фондовом рынке и некомпетентность банкиров угрожают устойчивости кредитных организаций. Об этом директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Михаил Сухов говорит в интервью своему ведомственному изданию «Деньги и кредит».
Сухов фактически дает ответ на вопрос, откуда придет следующий банковский кризис. При этом среди множества опасностей, угрожающих стабильному и устойчивому развитию российских банков, он выделяет три риска: финансовый, фондовый и управленческий.
Главный риск — финансовый. Ахиллесова пята наших банкиров, по выражению Сухова, это стремление не зарабатывать финансовый доход, а получать контроль над бизнесом. При этом банкиры концентрируются на вложениях в те активы, которые кажутся им перспективными исходя из текущей конъюнктуры цен. Это ведет к созданию новых мыльных пузырей, и новые активы, в итоге, могут оказаться не лучше прежних,
Второй по значимости риск — фондовый.
В прошлом году величина рыночного риска выросла на 50% до невиданных ранее 2 трлн руб. (отчет ЦБ «О развитии банковского сектора в 2010 году»). Кредиты при этом показали рост немногим более 10%. Стресс-тесты ЦБ показывают, что на вложениях в ценных бумаги банки могут потерять до 20% капитала или почти 1 трлн руб. Условия стресса были рассчитаны исходя из повышения доходности госбумаг на 3 п. п., корпоративных облигаций на 9 п. п. и снижения фондовых индексов наполовину. Между тем реальные условия стресса в разгар кризиса были более жесткими.
Третий риск связан с конкурентными позициями банков, в первую очередь, это управленческий риск. Причем, подкосить финансовое состояние банков могут не злонамеренные действия банкиров, а банальная некомпетентность персонала. Темпы прироста банковского бизнеса в России, отмечает Сухов, в последние годы нередко опережали рост численности специалистов и менеджерских команд, способных управлять этим бизнесом. А в посткризисных условиях, когда вклады физлиц растут на 25—30% в год, это просто опасно.
Все три риска, названных Суховым, представляют реальную угрозу устойчивости банковского сектора. И все же не факт, что именно они станут причиной следующего банковского кризиса: регуляторы, как и генералы, готовятся к прошлой войне. У каждого из обозначенных рисков, финансового, фондового и управленческого, есть своя движущая сила — жадность, азарт и глупость. Они в следующий банковский кризис по-прежнему будут побуждать банкиров пилить тот сук, на котором они сидят.
Елена ЗУБОВА