Американский банк Goldman Sachs запускает юаневый фонд прямых инвестиций в КНР. На следующей неделе о старте такого же проекта объявит Morgan Stanley. Банки пытаются компенсировать ограничения на ведение бизнеса в США, а китайские власти, привлекая западных игроков, рассчитывают развить финансовый сектор и улучшить качество управления китайскими компаниями.
Глава Goldman Sachs Ллойд Бланкфейн и мэр Пекина Го Цзиньлун подписали в четверг в столице КНР соглашение о создании фонда прямых инвестиций, который будет привлекать и инвестировать средства в китайской валюте. Об этом сообщили Reuters и Bloomberg со ссылкой на источники, знакомые с вопросом. Учредителями стали сам банк и подконтрольная местным властям Capital Operation and Management Center оf Beijing. Они намерены привлечь 5 млрд юаней (769 млн долл.).
Ранее западные компании инвестировали в Китай через долларовые фонды прямых инвестиций, зарегистрированные за рубежом. Однако жесткие меры Пекина по контролю за потоками валюты осложняли их деятельность. В 2009 году Blackstone первым из крупных западных игроков private equity объявил о создании юаневого фонда в Китае. Вскоре его примеру последовали TPG и Carlyle. Все эти проекты запускались в сотрудничестве с местными властями или китайскими компаниями.
Примечательно, что вслед за Goldman о старте фонда прямых инвестиций в китайской валюте намерен объявить и его конкурент Morgan Stanley — банк разослал журналистам приглашение на церемонию запуска фонда 18 мая.
Китайское правительство поощряет создание западными компаниями фондов private equity в КНР, так как их опыт позволит им развивать местный финансовый сектор. Кроме того, фонды прямых инвестиций, скупая китайские компании, могут улучшить их корпоративное управление. Их инвестиции также поддержат китайский частный сектор, а следовательно, и развитие национальной экономики.
Выход на китайский рынок private equity выгоден и самим американским банкам. В США они сталкиваются с законодательными ограничениями торговли за счет собственных средств, инвестиций в хедж-фонды и фонды прямых инвестиций. Запуск юаневых фондов в Китае позволит им привлекать средства от состоятельных граждан страны. Кроме того, это упростит проведение сделок и получение необходимых одобрений регуляторов. «Несмотря на хорошее регулирование, китайский финансовый сектор остается довольно сложным для иностранных игроков», — цитирует Bloomberg главу подразделения финансовых услуг Bain & Co в Шанхае Джонсона Чэна.
В то же время западные компании столкнутся с жесткой конкуренцией на рынке private equity, причем зачастую со стороны своих бывших сотрудников, основавших собственные фирмы. По данным Asian Venture Capital Journal, общий объем прямых инвестиций в Китае в прошлом году составил 19,7 млрд долл. При этом рынок выглядит привлекательно и для местных компаний. Например, инвестподразделение China Development Bank — CDB Capital намеревается привлечь 9,2 млрд долл. для вложения в фонды прямых инвестиций. В то же время, по словам
Андрей КОТОВ