Сбербанк ведет переговоры с французской группой BNP Paribas о покупке российского розничного бизнеса. Сбербанк с 2009 года пытался выйти на рынок кредитования в торговых точках (POS-кредитования) через покупку того или иного банка из числа лидеров, но потенциальных продавцов не устраивала предлагаемая цена. С BNP Paribas Сбербанку, возможно, удастся договориться, не поднимая цену: на российском рынке POS-кредитования группа не добилась значительных успехов, занимая лишь 7-е место по объемам бизнеса.
Сбербанк ведет переговоры с французской группой BNP Paribas о покупке их розничного бизнеса в России, рассказали «Ъ» два источника на банковском рынке. По словам одного из них, топ-менеджеров BNP, занимающихся ритейлом в России, уже предупредили, что к новому году им стоит искать новую работу. Второй источник «Ъ» уточнил, что поскольку розничный бизнес под брендом Cetelem не является отдельным юрлицом, а встроен в инвестбанк «БНП Париба», то продаваться будут технологии, бренд и команда. Источник «Ъ» в Сбербанке подтвердил, что переговоры на эту тему ведутся и начались они незадолго до майских праздников. В российском подразделении BNP Paribas информацию не подтвердили, но и не опровергли и от комментариев отказались.
Cetelem, являясь структурным подразделением инвестиционного банка «БНП Париба», работает на российском рынке с 2007 года. Основные продукты — потребительские и автокредиты в центрах продаж (розничные торговые сети, наиболее крупная из которых «М. Видео», и автосалоны) и кредитные карты.
В марте стало известно о том, что Сбербанк договаривается с BNP Paribas о создании совместного предприятия по кредитованию физлиц в торговых сетях (см. «Ъ» от 28 марта). В отличие от французской группы у Сбербанка пока нет никакого опыта работы на этом рынке. Сегмент кредитов в торговых точках обеспечивает самую высокую доходность (ставки по кредитам составляют 40—60% годовых), но и несет повышенные риски (доля невозвратных кредитов в общем портфеле достигает 20—30%).
Принципиальное решение о выходе на рынок экспресс-кредитования в торговых сетях Сбербанк принял в ноябре 2009 года. В апреле 2010 года для разработки наиболее оптимального варианта действий на работу в Сбербанк пришел экс-предправления ХКФ-банка (лидер рынка POS-кредитования) Андрей Лыков. Однако о том, какое стратегическое решение предпочел Сбербанк — начинать строить работу на новом рынке самостоятельно или купив игрока с опытом,— до последнего времени было неизвестно. В прошлом году Сбербанк вел переговоры о покупке лидера этого рынка — ХКФ-банка, но они не увенчались успехом. «Сбербанк предлагал цену чуть выше капитала, что можно рассматривать так, будто бизнес ХКФ-банка в России ничего не стоит, а это не так»,— поясняет источник, близкий к переговорам. По его словам, Сбербанк смотрел на предмет покупки и «Русский стандарт», и «Ренессанс Кредит».
По объему бизнеса Cetelem значительно уступает и ХКФ-банку, и «Русскому стандарту», занимая лишь 7-е место на рынке POS-кредитования с долей рынка 3,7% (объем POS-кредитов на 1 марта 2011 года, по данным Frank Research Group, составил 5,7 млрд руб.). Доля ХКФ-банка равна 27,6%, следом идут ОТП-банк и Альфа-банк с долями 17,7% и 17,5% соответственно, доля «Русфинанса» — 9,4%, «Русского стандарта» — 8,1%. Впрочем, на начало 2010 года доля рынка у Cetelem была всего 1,8%, а объем кредитов составлял 1,9 млрд руб.
Путь построения собственного бизнеса в сегменте POS-кредитования может быть достаточно долгим и занять
Цена, которую будет готов заплатить Сбербанк, вряд ли будет выше одного капитала, рассуждает банковский аналитик «Ренессанс Капитала» Светлана Ковальская. «С учетом цен по предыдущим сделкам Сбербанка, в частности недавно купленной «Тройки Диалог», очевидно, что он не хочет платить дорого. Таким образом, стоимость розничного подразделения BNP Paribas может быть на уровне одного капитала, особенно учитывая тот факт, что в число лидеров российского рынка потребкредитования французская группа так и не вышла»,— поясняет она. В последнее время ряд иностранных игроков приняли решение о сворачивании бизнеса в России в основном именно
«Мы хотели купить одного из лидеров рынка POS-кредитования, но, честно говоря, мы просто не сошлись с ними в цене»
— Герман Греф, президент-председатель правления Сбербанка, март 2011 года
Юлия ЛОКШИНА, Ксения ДЕМЕНТЬЕВА