По мнению инвесторов, опрошенных Bloomberg, юань пополнит список резервных валют уже в ближайшие годы. При этом многие уверены, что председатель КНР Ху Цзиньтао будет всячески улучшать инвестиционный климат в стране. Впрочем, некоторые экономисты не разделяют оптимизм участников рынка и считают, что превращение юаня в резервную валюту произойдет не столь быстро, так как несет риски для мировой экономики.
57% из опрошенных 1263 клиентов Bloomberg, являющихся инвесторами, трейдерами и аналитиками, заявили, что юань может стать конвертируемым уже в течение ближайших пяти лет. При этом 19% респондентов полагают, что в этот период он присоединится к доллару США, иене и евро в качестве резервной валюты. Еще 31% опрошенных считают, что юань станет одной из резервных валют в ближайшее десятилетие. И лишь 15% сомневаются в том, что китайская валюта сможет вообще когда-либо конкурировать с долларом, евро и иеной. При этом чуть более половины участников опроса (51%) уверены в том, что власти КНР во главе с Ху Цзиньтао сделают все возможное для поддержки инвесторов.
Превращение юаня в конвертируемую валюту станет одним из самых больших политических изменений с тех пор, как Китай 30 лет назад встал на путь рыночной экономики. Этот шаг позволит управляющим фондами более свободно инвестировать во вторую по величине экономику мира. Конвертируемость позволит разблокировать внутренние сбережения в размере 75,6 трлн юаней (11,6 трлн долл.), что эквивалентно более 80% ВВП США, отмечает Bloomberg.
В последние годы Пекин вовсю старается усилить значение национальной валюты. Так, в 2009—2010 годах Китай заключил соглашения о валютных свопах с Аргентиной, Индонезией, Южной Кореей, Малайзией, Белоруссией, Исландией, Сингапуром. Кроме того, Китай стремится расширить офшорный рынок юаня в Гонконге. В 2009 году Пекин дал добро ряду экспортеров и импортеров использовать юань для продажи и покупки товаров за рубежом. Несколько нефинансовых компаний, в том числе McDonalds, Caterpillar и Unilever, получили от китайских властей разрешение на выпуск облигаций, номинированных в юанях.
«Юань может быстро стать резервной валютой по нескольким причинам. Во-первых, Китай обладает обширными торговыми связями, и ряд партнеров уже начали использовать юань. Во-вторых, азиатские торговые партнеры являются держателями основной доли мировых валютных резервов, и они готовы включить в них юань. Кроме того, мировые инвесторы испытывают большое беспокойство в отношении будущего евро и доллара», — сказала РБК daily экономист Chatham House Ванесса Росси.
Впрочем, в отличие от инвесторов некоторые аналитики, опрошенные Bloomberg, считают, что юань не сможет стать полностью конвертируемым, поскольку это может привести к пузырям в сфере недвижимости и инвестиций, то есть к рискам для местной и мировой экономики.
Татьяна ГЛАЗКОВА