После некоторого затишья греческий долговой кризис вновь дал о себе знать. Рейтинговое агентство S&P понизило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Греции сразу на две ступени, до уровня B, а краткосрочный — аж до C. Вновь пошли разговоры о неизбежности либо масштабной реструктуризации греческого долга, либо дефолта. Греки также якобы заявили, что готовы выйти из зоны евро, если ЕС не окажет им финансовой помощи.
Следующий один за другим пакеты сокращения социальных расходов и повышения косвенных налогов пока никакого видимого эффекта не дали, но уже ощутимо ударили и по простым грекам, и по экономическому росту в целом. Греция остается европейской лабораторией жесткой экономии: власти страны намерены в 2011 году ужесточать курс, несмотря на недовольство общества. За минувший год госдолг возрос более чем на 30 млрд евро, достигнув в декабре 2010 года 330 млрд евро. Согласно принятому в тот период бюджету, за 2011 год размер госдолга должен увеличиться до 348,5 млрд евро, но не более. Для осуществления этого плана правительство объявило о необходимости прибегнуть к урезанию бюджета и повышению налогов. Предполагается получить две трети экономии от сокращения расходов и треть — за счет повышения налогов и из других источников, включая приватизацию.
Жесткие меры оказываются в очередной раз необходимыми, поскольку, добиваясь краткосрочного успеха, Греция сталкивается с негативными последствиями проведенных в жизнь решений. За первые два месяца 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010-го падение доходов бюджета составило 9,1% (7,950 млрд евро). Но власти не намерены отступать: они продолжат бороться с денежными трудностями прежними способами, невзирая на последствия.
Экономия означает спад
По данным греческого статистического ведомства (Элстат), индекс промышленного производства в стране остается ниже уровня 2005 года. В 2010 году он колебался на уровне 80—90% от показателя 2005 года. Что характерно, ситуация постепенно улучшалась до середины 2009-го, когда индекс оказался на уровне 100%. Однако с переходом правительства к политике жесткой экономии положение производственного сектора осложнилось. В начале 2011 года общий индекс промпроизводства опустился ниже 80%, а индекс производства в обрабатывающей промышленности — до 70%. Старания государства защитить промышленников от действия новых косвенных налогов (например, налогов на топливо), возложив их основную тяжесть на население, не принесли существенной пользы.
Благодаря новым правительственным мерам заработная плата значительной части государственных служащих упадет еще на 30%. Под ударом государственной экономии остаются социальные пособия и пенсии. Льгот и субсидий лишатся многодетные семьи. Ужесточатся трудовые стандарты. Будет вновь расширена налоговая база. Сокращению подвергнутся скидки на ипотечные проценты для граждан, жилищные субсидии и компенсации медицинских расходов. 70% пенсионеров потеряют стандартную прибавку к пенсии. Не стоит сомневаться, что новые меры отрицательно скажутся на уровне жизни и экономике.
Политика жесткой экономии уже плохо отразилась на занятости. Так, по данным Элстата, в январе 2011 года работы не имело 15% экономически активного населения. Исчезли даже вакансии официантов и продавцов, всегда имевшиеся в изобилии — норма для страны с огромной долей сектора услуг в экономике. Уровень безработицы оказался рекордным. Еще до кризиса в возрастной категории до 24 лет было не менее 20% безработных. В начале 2011 года их оказалось 37%. Безработица неизменно росла c 2009 года. Количество занятых в экономике сокращалось. За минувший год работу в Греции потеряли порядка 178 тыс. человек. В целом безработных по итогам 2010 года стало почти на 4% больше, чем годом ранее. С 10,3% безработица увеличилась до 14,2%. Данные эти не учитывают нелегальных иммигрантов, среди которых проблема трудоустройства стоит острее.
В ответ на обещанную помощь Греция приняла на себя строгие бюджетные обязательства. Правительство страны форсировало проведение непопулярных неолиберальных реформ. Евросоюз и международные финансовые организации обязались предоставить Греции 110 млрд евро. В результате давление на население стало расти с двух сторон: налоги увеличиваются, а доходы сокращаются. Данные греческой статистики указывают на значительное падение спроса. Согласно данным Элстата, за 2009 год объем продаж в Греции сократился на 11,3%. В 2010 году он понизился еще на 6,2%.
За первые месяцы 2011 года спад ускорился. Объем розничных продаж в январе 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010-го снизился на 16% (в постоянных ценах). Продажи продовольственных товаров сократились на 11,1%. Крупные продуктовые магазины потеряли 9% от объема продаж. Сбыт обуви и одежды снизился на 25,3%. Продажи магазинов табака, напитков и алкоголя упали на 16,2%. Реализация мебели, электроприборов и товаров для дома сократилась на 20,6%. Сбыт автомобильного топлива, машинных масел и жидкостей рухнул на 25,5%. Общее снижение оборотов торговли составило в Греции 10,5%.
Согласно оценкам греческого Института экономических и промышленных исследований, три четверти населения уверено в предстоящем ухудшении экономического положения в стране, а 70% домохозяйств ожидают роста материальных трудностей. 55% считают, что едва сводят концы с концами.
Будет еще хуже
Наряду с ростом безработицы и падением уровня жизни в Греции произошло структурное изменение рынка труда. За время проведения курса жесткой экономии условия труда ухудшились, социальные гарантии работникам были сокращены, а цена рабочей силы понижена. Согласно данным Евростата, в четвертом квартале 2010 года индекс затрат на рабочую силу в Греции снизился на 6,5%. Одновременно компании переводят все большее число сотрудников на «гибкие» контракты. В 2010 году таковыми оказалось 47% трудовых договоров, заключенных с новыми работниками, что отражает общее ухудшение условий труда и его оплаты.
Однако все принятые меры не смогли изменить к лучшему ситуацию с инвестициями в экономику страны, поскольку национальный рынок — основной магнит для инвестиций — практически разрушен. В 2010 году, по данным ООН, падение прямых иностранных инвестиций в зоне евро было равно 20%. В Греции снижение составило 38,3%. Катастрофическая ситуация на внутреннем рынке сделала борьбу за повышение инвестиционной привлекательности как минимум малоэффективной. Разрушающаяся экономика привлекательна прежде всего для инвесторов, ориентированных на поглощение объектов или долей рынка, ранее принадлежавших среднему и мелкому бизнесу.
Не приходится сомневаться, что внутриэкономическая ситуация в Греции в 2012 году будет хуже, чем в 2011-м. Даже ожидание более удачного туристического сезона не переломит тенденции, в сущности общей для Европы. Предполагается, что даже при некотором снижении мировых цен на нефть стоимость литра бензина в Греции к концу года дойдет до двух евро за литр. С осени
На весну 2011 года средняя — основная для экономики — заработная плата составляла в частном секторе порядка 1 тыс. евро. В государственном секторе она доходила до 1,3 тыс. евро. При этом оплата труда многих работников, не имеющих полной занятости, могла быть меньше средней в несколько раз. Так, рабочий-строитель мог получать в месяц 100—200 евро «на супермаркет», не имея возможности платить по счетам и делать непродовольственные покупки. Распространение безработицы среди неквалифицированных рабочих привело к появлению в крупных городах такого сервиса, как мытье стекол автомобилей возле каждого светофора. За чертой бедности в Греции, по официальным данным, находится не менее четверти населения. Общая покупательная способность греков — 83% от средней покупательной способности в зоне евро.
По всей Европе
По итогам 2010 года дефицит греческого бюджета составил 10,5%. Уровень госдолга возрос со 127,1 до 142,8% ВВП. Сокращение бюджетного дефицита составило 5%. Сократить дефицит до 8% не удалось. В рамках нового плана жесткой экономии правительство рассчитывает сэкономить 23 млрд евро. Наряду с другими мерами это должно привести к падению бюджетного дефицита до 1% в 2015 году. За 2011 год дефицит должен уменьшиться до 7,4% ВВП. В рамках осуществляемой стратегии исполнение этого плана остается маловероятным. Как показывает опыт, меры жесткой экономии приводят к сжатию экономики и провоцируют сокращение бюджетных поступлений. Даже частичное исполнение бюджетных планов требует все более жестких решений по урезанию расходов и увеличению налогового давления на наемных работников. Создание льгот для бизнеса не приводит к экономическому оживлению и не создает притока инвестиций.
Власти Греции рассчитывают, что страна вернется к экономическому росту в 2012 году. Подобные расчеты маловероятны, если учесть и внешние условия, и состояние греческого рынка. Проблемы Греции являются общими для Европы, только выражены они наиболее остро, и для их ликвидации принимаются типовые решения. Негативный греческий опыт все активнее тиражируется в ЕС и за его пределами. При этом тупиковый характер политики жесткой экономии проявляется все больше. 11 мая в Греции прошла новая всеобщая забастовка протеста. Она не привела к отказу верхов от проводимого курса, полностью соответствующего линии Европейского союза. Правительство Греции настроено твердо и вряд ли поддастся давлению снизу до того, как греческий сценарий получит развитие в большой группе стран Западной Европы.
В 2011—2012 годах жесткая экономия ухудшит социально-экономическую ситуацию в Португалии, Испании, Италии и других странах. Не составит исключения и Северо-Западная Европа. Франция и Германия будут действовать по «греческому плану» не потому, что плохо сознают его последствия. Причиной жесткой экономии как общеевропейской стратегии остается ориентация стран и корпораций на внешние рынки, а не стремление развивать внутреннее потребление. Поэтому расширение зоны действия жесткой экономии в Европе (производимое вроде как во имя сохранения ЕС) углубляет политический кризис Евросоюза.
Спасение бюджета Греции в 2011 году, похоже, еще менее вероятно, чем в 2010-м. Социальный кризис углубится, а безработица продолжит расти. Уже в первые месяцы года она выполнила годичный план греческих властей.
Дополнительный неутешительный показатель — сокращение строительства в Греции, до кризиса растущего высокими темпами. Особенно активно падают объемы строительства в Аттике — центре прошлого строительного бума. В 2009—2010 годах резко ухудшилось и положение рабочих строительной отрасли, тогда как до 2008 года оплата труда в этом сегменте экономики была достаточно высокой. Связано это было с высокими квалификационными требованиями и качеством строительства. Как и в других европейских странах, рост греческой экономики был тесно связан со строительной активностью. Сейчас банки не хотят выдавать кредиты на покупку жилой недвижимости, а власти готовятся отменить освобождение от налогов при приобретении первого жилья.
В этих условиях расчеты крупного капитала сводятся к необходимости выдержать протестное давление, ликвидировать социальные гарантии и удешевить труд, параллельно расширив свое влияние в экономике через разорение мелкого и среднего бизнеса. В границах такой политики действуют власти всех членов ЕС. По этой причине в рамках «единой Европы» жесткая экономия не имеет альтернативы. Греческий финал запрограммирован повсеместно. В самой Греции проводимый курс неизбежно обернется новыми проблемами для экономики и государственных финансов, что вызовет коллапс системы не только в экономическом, но и в политическом смысле. Но случится это не отдельно от ряда других членов ЕС.
Ключевая проблема Греции в том, что она выступает как бы европейской Киргизией. Страной, где кризис созревает рано, но не может развиваться дальше до решительного преодоления через некую качественно новую политику, пока соседи и партнеры остаются еще на подходе. Опыт Греции достаточен, чтобы увидеть, насколько разрушителен курс неолиберальной экономии. Она идет в наступление не только в ЕС, но она не является безальтернативной. Обратная жесткой экономии стратегия должна строиться не на разрушении национального рынка в интересах транснациональных коммерческих игр, а на развитии внутреннего спроса и защищенного производства. Вопрос лишь в том, кто предложит подобную политику и когда выяснится, что переход к ней неизбежен. Греции до этого еще далеко.
Василий КОЛТАШОВ
Автор — руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений
Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.