Банки пошли на открытый конфликт с ЦБ: они повышают ставки по вкладам, хотя, как выяснили «Известия», сохраняется однозначная рекомендация от регулятора процент как минимум заморозить.
Конфликтовать не хочется, но выхода нет, объясняют эксперты: послушные банкиры просто разорятся, ситуация в финансовом секторе хуже некуда, и основная проблема — высокая инфляция.
Сначала о повышении ставок по депозитам объявили ряд региональных банков «среднего эшелона». Первым был банк «Фининвест», затем ВУЗ-банк и Пробизнесбанк. Их примеру последовали еще несколько. Гром грянул в четверг — глава Сбербанка Герман Греф заявил в интервью телеканалу «Россия 24», что поступит так же в ближайшие месяцы. В то же время продолжает действовать рекомендация ЦБ: ставки как минимум заморозить, а лучше снижать.
— Мы эту рекомендацию не отменяли, — заявили «Известиям» в ЦБ.
Рекомендация — не приказ и даже не формальный документ, объясняет «Известиям» один из банкиров, однако нарушить ее боятся. После трех предупреждений может последовать требование о приостановке некоторых операций, а затем и отзыв лицензии. Неудивительно, что вслух о желании конфликтовать с ЦБ никто говорить не будет.
— Мы подняли ставки по валютным вкладам, потому что они были ниже рынка, — заявили «Известиям» в пресс-службе Пробизнесбанка. — Сейчас в ряде регионов мы поднимаем также ставки по рублевым вкладам, но только там, где они также ниже среднерыночной. Так что мы соблюдаем рекомендации ЦБ и действуем в пределах дозволенного.
В Сбербанке на запрос «Известий» к моменту подписания номера не ответили.
ЦБ берет свои требования не с потолка. Сразу после кризиса банки испугались, что потеряют клиентов, и стали привлекать их высокими процентами по депозитам. Это позволило сохранить от краха банковскую систему страны. Но проблема в том, что депозиты надо отдавать. Откуда? Из тех средств, что зарабатываются на кредитах. А вот с ними беда: в кризис люди занимать не спешили, сейчас кредитование восстанавливается, но медленно. В ЦБ побоялись, что банки, набрав денег населения и спасшись «здесь и сейчас», вскоре лопнут, и пресекли раздувание очередного «пузыря».
Но теперь ситуация изменилась. Во-первых, с 1 января ЦБ потерял возможность прямо воздействовать на ту или иную процентную ставку коммерческого банка.
— Раньше в ЦБ могли сказать, «нам не нравится ставка по вкладу «Накопительный», снизь ее», — объясняет депутат Госдумы Павел Медведев. — Теперь ЦБ может предупреждать банк только после анализа совокупности всего бизнеса банка. Скажем, в ЦБ видят, что банк берет много депозитов и не выдает кредитов. Банкира приглашают и объясняют ему, что он разорится. Инструмент же прямого воздействия на ставки утрачен.
Это частично освободило банкирам руки. А другое решение ЦБ заставило этой свободой воспользоваться.
— Ставка рефинансирования поднималась уже дважды, — говорит президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. — Вслед за ней вынуждены двигаться и ставки комбанков.
Хотя ЦБ наращивает ставку рефинансирования осторожно, шагами по 0,25%, соглашается Медведев, тренд налицо.
— Руководство ЦБ обеспокоено уровнем инфляции и заявляет, что с нею придется бороться монетарными методами, — рассуждает депутат. — Для банков это сигнал, что деньги будут дорожать. Они не могут к нему не прислушаться.
Таким образом, инфляция косвенно (через реакцию на нее ЦБ) воздействует на поведение банков. Но есть и прямое воздействие.
— Люди видят, что
Что теперь будет делать ЦБ? От рекомендации там отказываться не собираются, выяснили «Известия» из заслуживающих доверия источников. Возможно, требования станут более гибкими.
— Нельзя брать за рекомендованный уровень тот, что демонстрируют банки вроде Сбербанка и ВТБ, — говорит Аксаков. — У них есть серьезные конкурентные преимущества, позволяющие даже на низких ставках привлекать вклады. Для комбанков должны быть свои ориентиры. К тому же нужно внимательнее смотреть на особенности конкретных продуктов. Если, скажем, вклад долгосрочный и «неснимаемый», то процент по нему может быть и выше.
ЦБ может разыграть «криминальную» карту: в ведомстве считают, что недобросовестные банкиры поднимают депозитные ставки перед тем, как банк закрыть, а активы вывести. Впрочем, Медведев не верит, что Центробанк тут же кинется искать везде криминал:
— Конечно, некоторые банкиры, глядя на ситуацию, «драят лыжи» и мечтают «свалить», понимая, что и прежнего контроля за ними нет, и Агентство по страхованию вкладов с вкладчиками все равно рассчитается. Но таких ничтожное меньшинство, может, трое-четверо.
Евгений АРСЮХИН