Госдума разрешила банкам, привлекающим деньги вкладчиков, продолжать работать с убытками — соответствующие поправки в закон «О страховании вкладов» приняты 18 мая в первом чтении. Это косвенное признание того факта, что финансовая система России не до конца преодолела последствия кризиса.
Сейчас все банки-участники системы страхования вкладов (ССВ) обязаны соблюдать ряд требований по группам показателей доходности, ликвидности, капитала и активов, а также обязательные нормативы. В случае нарушения этих требований ЦБ обязан запрещать таким банкам привлекать вклады и открывать счета физических лиц.
После кризиса 2008 года многие банки несли убытки, и Центробанк ввел временный мораторий на исполнение этих требований. Действие моратория должно закончиться 1 июля 2011 года в связи с тем, но, похоже, он будет продлен.
Ранее в Центробанке и АСВ заявляли, что не намерены продлевать мораторий, но готовы пойти на изменение закона в части требования к участникам ССВ по доходности. Они также соглашались ввести запрет на привлечение вкладов для банков, чьи убытки приведут к нарушению норматива достаточности или снижению абсолютного размера капитала ниже минимальной планки в 180 млн рублей.
Инициатором внесения поправок в закон «О страховании вкладов» является председатель комитета по финансовому рынку Госдумы Владислав Резник. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что введение запрета на привлечение денег вкладчиков может негативно влиять на финансовую устойчивость банка, не только значительно сужая его возможности, но и подрывая деловую репутацию кредитной организации. Кроме того, при определенных обстоятельствах такой запрет может негативно сказаться на устойчивости банковского сектора в целом.
«Это абсолютно логичное и обоснованное решение, поскольку в условиях нашей банковской системы и на основании сложившейся практики запрет на привлечение средств частных лиц означает почти всегда последующий отзыв лицензии», — говорит президент Первого республиканского банка Людмила Лебедева.
«Во время кризиса 2009 года около 25% топовых банков демонстрировали убытки (например, ВТБ 24, Альфа банк). Устойчивость банковской системы регулируется законодательством и Центробанком, есть нормативы по достаточности капитала, по объемам резервирования и так далее. Мне кажется, система ССВ не должна быть дополнительным инструментом регулирования рынка, а фактической защитой для клиентов банка», — говорит руководитель департамента развития банковских продуктов ФГ БКС Анна Волкова.
Автор поправок к закону считает, что низкорентабельная и даже убыточная деятельность банка не всегда свидетельствует о проблемах в его работе. «Доходность банка, например, может снижаться в период развития новых направлений бизнеса либо расширения его объемов», — говорится в записке. Таким образом, снижение доходности банка не обязательно создает угрозу законным интересам кредиторов и вкладчиков, резюмирует депутат.
«Снижение доходности активов и снижение рентабельности бизнеса в ряде случаев действительно имеет вполне адекватное объяснение: реализация проектов развития, в том числе технологических, и в этой связи плановая убыточность на какой-то разумный срок. Или временное снижение доходности в связи с решением посткризисных проблем (реализация имущества, стоящего на балансе, например). Во многих случаях банки при этом абсолютно жизнеспособны», — считает Людмила Лебедева.
«Я склонна согласиться с автором законопроекта. Банки, фиксирующие убытки не всегда находятся в критической ситуации, например, это может быть просто связано с переоценкой активов в связи с изменением курса конвертации, или с увеличением резервов на покрытие задолженности», — отмечает Анна Волкова.
Елена ГОСТЕВА