Россия не спешит предоставлять обещанную финансовую поддержку Белоруссии, переживающей самый жесткий за последние десять лет финансовый кризис, настаивая на приватизации белорусских предприятий.
О необходимости продажи белорусских активов поздно вечером в четверг сказал министр финансов России Алексей Кудрин после саммита СНГ в Минске, в котором участвовал российский премьер Владимир Путин.
По словам Кудрина, Белоруссия, которая с середины марта испытывает острый дефицит валюты, может получить от приватизации $7,5—9,0 миллиардов в течение трех лет.
«В Белоруссии достаточно активов, чтобы дополнить программу кредитования необходимым объемом валютных ресурсов… У нас есть условие, что в течение трех лет должна быть проведена определенная приватизация», — сказал Кудрин.
«То, что Белоруссия соберет за счет продажи активов, — это должно быть не меньше $7,5 миллиардов», — добавил российский министр.
Он сказал, что Москва не обсуждает конкретный список предприятий, которые должны быть приватизированы, но признал, что переговоры ведутся в том числе по поводу продажи Белтрасгаза, половина которого уже принадлежит Газпрому а вторая половина была оценена Минском в $2,5 миллиарда.
После окончания саммита Путин встретился с белорусским президентом Александром Лукашенко, чтобы обсудить окончательные условия кредитования Белоруссии. Встреча проходила без прессы.
«Там будет поставлена точка в части российской позиции», — сказал перед встречей Кудрин.
Последняя надежда
В четверг курс белорусского рубля на межбанке упал до 8.000/9.000 рублей за доллар с 7.600 рублей в среду и с примерно 3.000 рублей за доллар в марте. Девальвация белорусского рубля и дефицит валюты привели к резкому росту цен на импорт и временно оставили без работы около 600.000 человек, по данным Белстата.
Минск не раз заявлял, что рассчитывает на деньги России как основное средство преодоления кризиса. В среду белорусский президент сказал, что Белоруссия может получить от России кредиты на $6,0 миллиардов, что позволит не только покончить с валютными проблемами но и пополнить золотовалютный запас Нацбанка, отощавший в безуспешных попытках удержать рубль.
Российский министр финансов остудил эти надежды, заявив, что речь может идти только о кредите антикризисного фонда ЕврАзЭС на $3,0—3,5 миллиарда тремя траншами за три года.
При этом сроки выделения кредита все еще остаются неопределенными, а очередное рассмотрение этого вопроса, по словам Кудрина состоится только 4 июня.
«Мы не хотим, чтобы эти деньги были потрачены. Большая часть этих средств должна впоследствии пойти на увеличение золотовалютных резервов», — добавил он позднее.
Множественность курсов
Попытки Нацбанка удержать рубль административными методами привели к появлению черного рынка и как минимум четырех валютных курсов.
Минск несколько раз объявлял о планах вернуться к единому курсу, официально девальвировав рубль, однако так и не довел их до конца. Так, на прошлой неделе официально отпустив курс на наличном рынке, Нацбанк дал банкам негласные рекомендации не превышать уровень в 4.500 за доллар, что вдвое ниже максимального уровня внебиржевого рынка.
В четверг Кудрин дал понять, что одно из условий выделения кредитов — возвращение к единому курсу рубля. «На этот счет есть определенные договоренности. Параметры я не могу разглашать», — сказал российский министр.
В свою очередь, белорусский премьер Михаил Мясникович пообещал, что Минск будет работать над этой проблемой.
«В ближайшее время Беларусь выйдет на реальный курс национальной валюты, на основе спроса и предложения, очищенный от девальвационных ожиданий… Отработана схема противодействия спекулятивному спросу на белорусский рубль на внутреннем рынке с использованием ресурсов антикризисного фонда», — сказал Мясникович на пресс-конференции по окончании саммита.
Андрей МАХОВСКИЙ