Проблемы белорусской экономики, похоже, начали разрешаться с помощью России. Договоренность о предоставлении стране необходимых кредитов достигнута. Министр финансов РФ Алексей Кудрин обозначил как минимум два условия выделения этих денег, а глава правительства Белоруссии даже не исключил использования российского рубля как резервной валюты.
Белоруссия согласовала с Россией получение кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 3—3,5 млрд в течение трех лет, сообщил премьер Белоруссии Михаил Мясникович. По его словам, «все условия и позиции (по кредиту — прим. ВЗГЛЯД) согласованы, суммы также выверены». Вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин это подтвердил.
Официальное решение о выделении кредита будет принято 4 июня на заседании Совета антикризисного фонда, пообещал Кудрин. Перед этим еще должно будет состояться заседание Экспертного совета антикризисного фонда, дата которого пока не определена.
Мясникович уверяет, что условия предоставления кредита на 3 млрд долларов «макроэкономические». По его словам, деньги предоставляются не на безвозмездной основе, «но по ставке ниже коммерческой». Основные деньги, по его словам, находятся во внутренней экономике, а кредит нужен «только для того, чтобы быстро решить накопившиеся проблемы» и дальше вести работы по сбалансированию внутреннего валютного рынка.
Кудрин рассказал как минимум о двух необходимых условиях предоставления кредита Белоруссии. Во-первых, Минску необходимо утвердить трехлетнюю программу приватизации. Вторым условием является ликвидация множественности курсов национальной валюты Белоруссии.
По оценке Кудрина, объем реализации госимущества в Белоруссии в течение трех лет должен составить не менее 7,5—9 млрд долларов. Ранее говорилось, что только в 2011 году Минск должен будет привлечь в ходе приватизации предприятий 3 млрд долларов.«Если в таком объеме реализовать имущество не получится, тогда нужно обращаться в МВФ, где есть другие сложности, связанные с жесткими критериями программ структурных реформ», — заявил Кудрин. Поэтому, по его словам, нужно выбирать: либо продавать активы, которых достаточно, либо соглашаться на условия МВФ.
Среди объектов, которые могут быть приватизированы, обсуждается, в частности, госпакет в Белтрансгазе, добавил Кудрин.
Белоруссия выразила согласие выполнить поставленные Москвой условия. «Безусловно, приватизация рассматривается в качестве одного из источников финансирования разрыва платежного баланса», — заявил министр финансов Белоруссии Андрей Харковец.
На два белорусских предприятия уже претендуют российские компании. Газпром готов приобрести 50% акций Белтрансгаза, остальные 50% акций были куплены им ранее. КамАЗ хочет объединиться с МАЗом в единый холдинг. До сих пор реализация этих сделок тормозилась белорусской стороной. Однако после выделения кредита и выполнения условий Минску придется быть более сговорчивым.
Премьер-министр Белоруссии также уверил, что будет выполнено и второе условие. В ближайшее время в республике будет сформирован реальный курс национальной валюты «на основе спроса и предложения, очищенных от девальвационных ожиданий», пообещал Мясникович.
По его словам, это важно не только для белорусских хозяйствующих субъектов, но и для торговых партнеров Белоруссии, «чтобы рост ценовой конкурентоспособности белорусского экспорта вследствие коррекции валютного курса не подорвал по чувствительным товарным позициям экономику коллег по Таможенному союзу».
Для стабилизации курса национальной валюты и выхода на ее реальный курс будет сокращено эмиссионное кредитование экономики, сокращен бюджетный дефицит и проведены структурные реформы, заявил министр финансов Белоруссии.
Конкретные сроки выхода на реальный курс белорусского рубля Харковец назвать не смог. «Глава государства потребовал от нас сделать это быстро, и поэтому все действия будут осуществляться быстро», — говорит министр финансов Белоруссии.
На вопрос о том, каким может быть реальный курс белорусского рубля, Харковец ответил, что «это оценит рынок, рынок нам покажет». «Во всяком случае, мы его (курс — прим. ВЗГЛЯД) должны сделать настолько реальным, чтобы он не требовал изъятий, истощения наших золотовалютных резервов», — цитирует его «Интерфакс». «Тогда курс будет стабильным», — добавил министр.
Белоруссия уже даже не исключает, что российский рубль может стать реальной резервной валютой, «особенно если цены на российские энергоресурсы будут устанавливаться не в долларах или евро где-нибудь в Роттердаме, а в рублях и в Москве», говорит Мясникович.
При этом Кудрин считает, что введение российского рубля в Белоруссии на нынешнем этапе «не может быть решением ситуации, тем более легким». На единую валюту надо переходить, по его словам, в более благоприятных для Белоруссии финансово-экономических условиях.
Белорусский премьер также заявил о готовности Минска развивать торговые отношения ЕЭП на принципах ВТО. Такое предложение ранее было сделано Россией.
«Белоруссии вообще не нужны никакие денежные вливания от России, ее экономика вполне работоспособна», — говорит газете ВЗГЛЯД руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико. По его мнению, Россия выдает кредиты Белоруссии для поддержания власти Лукашенко, чтобы усилить свое влияние и не развалить Таможенный союз. «Шесть миллиардов на поддержку власти Лукашенко — это самый дорогой для России президент», — считает Леонид Заико.
Валютный кризис, спровоцированный действиями Лукашенко, легко исправить в течение нескольких недель путем девальвации рубля и возвращения более низкого уровня зарплат, считает экономист. По его словам, Лукашенко перед выборами в декабре при поддержке Кремля накачал белорусскую экономику деньгами, увеличив за год заработную плату бюджетников на 50%, что и спровоцировало валютный тупик.Ранее Россия хотела предоставить кредит на 1 млрд долларов Белоруссии из собственного бюджета. Однако передумала и решила поддержать соседа через ЕврАзЭС. Россия отказалась давать от себя кредит, чтобы это не выглядело как попытка давления на Белоруссию, говорили тогда эксперты. Между тем львиная доля в уставном капитале антикризисного фонда ЕврАзЭС внесена именно Россией. Общий объем фонда определен в 10 млрд долларов, Россия вложила в него 7,5 млрд долларов.
Ольга САМОФАЛОВА