Почти 90% всех компаний расширяли линейку продуктов во время кризиса, говорится в исследовании Ernst & Young. Инвестиции в науку растут, поэтому будущее — за новыми технологиями. России на этом празднике инноваций может и не быть: страна все меньше интересует зарубежные компании как рынок сбыта.
Исследование «Конкуренция за лидерство», проведенное среди 400 руководителей высшего звена по всему миру, показывает, что основным инструментом борьбы с кризисом для международных компаний было расширение ассортимента. За последние три года 87% всех компаний расширили линейку своей продукции, а 72% респондентов отметили ускорение разработок новых продуктов и услуг.
«В последние годы именно расширение продуктового ассортимента позволило успешным компаниям преодолеть кризис. Поэтому мы стали свидетелями настоящего бума в области разработки новых продуктов», — говорит руководитель практики Ernst & Young по развитию бизнеса в регионе EMEIA (Европа, Ближний Восток, Индия и Африка) Джей Ниббе.
Бизнес сделал ставку на инновационное развитие. И хотя сегодня 75% продаж приходится на продукты не для динамично развивающихся рынков, с ростом инвестиций в НИОКР ситуация будет меняться, а конкуренция — ужесточаться. «Удача будет на стороне тех компаний, которые смогут добиться оптимального баланса результатов в сфере привлечения клиентов, обеспечения операционной гибкости, достижения конкурентоспособности в области затрат и завоевания доверия заинтересованных сторон», — говорит управляющий партнер Ernst & Young по России Александр Ивлев.
Но как бы ни складывался рынок, Россия уже вряд ли будет находиться в фокусе внимания высокоэффективных компаний. Почти у половины респондентов фаворитами среди рынков сбыта остаются Индия и Китай, в то время как значимость России как объекта инвестиций идет на спад. Наилучшее положение — среди европейских компаний, для них Россия остается на пятой позиции. Среди Азиатско-Тихоокеанского региона популярность страны падает, а североамериканские компании вообще не включают Россию даже в десятку предпочтительных рынков сбыта.
Низкий успех России связан в первую очередь с высокими таможенными барьерами и транспортными издержками, говорит главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов. Для североамериканских компаний Россия и так никогда не была ведущим торговым партнером, «везти оттуда что-либо дорого и долго», говорит он.
«Старый термин БРИК уже теряет свою актуальность. Сегодня мы видим, что компании более склонны следовать своим собственным региональным предпочтениям. Растет значимость таких стран, как Польша, Мексика и Аргентина», — говорит
Однако шанс есть и у России, считает
Анна РЕЗНИКОВА