Вместо того, чтобы причитать о неустроенности малого бизнеса и обещать помощь начинающим предпринимателям, государственным органам лучше им не мешать. А там и банки могут подтянуться.
Всевозможные правительственные программы поддержки, конференции и симпозиумы, субсидии и льготы — все призвано вдохновить предприимчивых людей на начало нового бизнеса. Однако за шаманскими заклинаниями федеральных и региональных чиновников должны следовать конкретные дела. И они следуют: повышение взносов в социальные фонды, резкий рост тарифов естественных монополий, увеличение издержек на административные барьеры.
Реакция бизнеса предсказуемо негативна. По данным Росстата, за первый квартал 2011 года заработная плата выросла на 0,5%, реальные располагаемые доходы сократились на 3% при одновременном росте розничного товарооборота на 4,7% и росте импорта. Логичное объяснение может быть только одно — малые и средние предприятия активно выводят фонд заработной платы в тень. Предприятия покрупнее — текущую деятельность в офшоры и иностранные юрисдикции, а состоявшиеся бизнесмены, которым есть что продать, просто покидают страну.
Вопросы и ответы
Кем хочет быть современная молодежь? Какие у нее идеалы? Разумный homo sapiens понимает, что хлебные места не здесь, а во всевозможных государственных структурах и государственных компаниях. Соответственно, доля занятых в бюджетной сфере и госкомпаниях неуклонно растет и ложится дополнительным бременем на финансы страны.
Спросите руководителей предприятий, которые начинали свой бизнес в начале 1990-х, когда было легче и проще развивать собственное дело — сейчас или тогда? Ответ будет неутешительным.
А во сколько обходится такая экономическая модель поведения населения государству? Ведь каждому служащему надо платить зарплату, оплачивать его офис, медицинское страхование, жилье и т. д. А если ко всему этому он еще доживет и до пенсии, то еще и выплачивать пожизненно высокую пенсию.
Даже самые приблизительные расчеты показывают бесперспективность данной экономической политики. Предположим, затраты на одного бюджетного служащего с учетом его ежемесячного дохода, налоговых отчислений, оплаты офиса и т. д. составляют 15 тыс. рублей. При сроке жизни до 60 лет и начале трудового пути в 20 лет затраты государства на одного сотрудника составят не менее 7,2 млн рублей (15 тыс. рублей в месяц за 40 лет «беспорочной службы»). С учетом того, что в бюджетной сфере заняты 14,5 млн человек, соответственно общие затраты государства составят более 104 трлн рублей!
Так какое отношение должно быть к человеку, который не только говорит: «Я слезаю с ваших дотаций и начинаю сам зарабатывать себе на хлеб», — но и собирается платить вам налоги и самостоятельно копить себе на старость? Правильно — почет и уважение.
Совет постороннего
Исходя из вышеуказанных, очень приблизительных цифр потенциальной экономии бюджетных средств можно смело направить треть в качестве разовой субсидии будущему предпринимателю. И это уже будет не 50 тыс. рублей, предусмотренных государственной программой поддержки стартапов, а 2,4 млн рублей, с помощью которых можно начать серьезное собственное дело. И даже если 50% таких субсидий уйдет нецелевым образом или будет потрачено неэффективно, экономический эффект от создания новых рабочих мест с лихвой перекроет возможные убытки.
Oскар Уайльд писал: «Кто хочет — ищет способы, кто не хочет — оправдания». Поэтому хотелось бы, чтобы наши профильные министерства, в первую очередь Минэкономразвития, не были статистами и не твердили, что у нас все плохо с МСБ, а реализовывали в жизнь смелые программы поддержки предприятий МСБ, направленные на взрывной рост и развитие нового бизнеса, процветание частной инициативы, предпринимательства и духа свободной торговли.
Александр ЛУКИН
Автор — первый вице-президент Бинбанка