Спрос на кредиты со стороны россиян снова растет.Банки возвращаются в высокодоходный сектор розничного кредитования.
За прошедший год потребность соотечественников в кредитовании заметно выросла. При этом, по данным Росстата, до 80% населения могут себе позволить кредит на сумму до 280 тыс. рублей. Эпоха банковского масс-маркета наступила, уверены многие банкиры, а наиболее дальновидные из них уже пожинают плоды экспансии в высокодоходный розничный сегмент.
«Дорогие» друзья
До 2008 года абсолютным каноном для любого уважающего себя универсального банка было наличие крупных корпоративных клиентов, государственных и частных. Это открывало многие двери и давало доступ к дополнительным источникам фондирования. Обратной стороной медали были весьма сложные отношения и условия сотрудничества, на которые банкам зачастую приходилось соглашаться в обмен на престижного клиента. Часто к бизнесу примешивались и политические моменты, что также не шло на пользу делу.
Финансовый кризис существенно изменил архитектуру корпоративного бизнеса в России. «Дорогие» друзья, за право кредитовать которых еще вчера боролись десятки банков, один за другим стали уходить в просрочку и объявлять о дефолтах («РусАл», группа «ГАЗ», MIRAX, аптечная сеть «36,6», группа «ПИК», «Техносила», Межпромбанк и другие). Банки, стремясь вернуть хоть что-то, обращали взыскание на залог, но в ряде случаев выяснялось, что имущество компании или заложено по нескольким кредитным договорам с другими банками, или вовсе было выведено
Многие крупные корпоративные заемщики, в выживании которых было заинтересовано государство, постепенно собрались под крылом ведущих государственных и окологосударственных банков. Многомиллиардные ссуды спасли системообразующие предприятия от коллапса, и госбанки вольно или невольно стали обладателями множества непрофильных активов. Частным банкам поменьше пришлось выходить из кризиса корпоративного кредитования самостоятельно. И те, кто своевременно сделал акцент на развитии кредитования на массовом рынке, сумели весьма успешно подстроить свои бизнес-модели под изменившиеся обстоятельства.
Новый поворот
По словам председателя совета директоров Национального банка «Траст» Ильи Юрова, его бизнес испытал на себе все «радости» кризисных явлений наравне с другими крупными коммерческими банками: «Мы сумели вовремя минимизировать риски, обусловленные высокой долей крупного корпоративного и факторингового портфелей, а также части инвестиционного блока, сконцентрировавшись на трех китах нового времени — широко диверсифицированной рознице, работе с малым бизнесом и товарном кредитовании как отдельном бизнес-проекте». По итогам I квартала 2011 года «Траст» вышел на чистуюприбыль, превышающую 1 млрд рублей, это почти в пять раз лучше результатов предыдущего года. По словам Ильи Юрова, «Траст» по итогам 2011 года выйдет на чистую прибыль объемом не менее 1,5 млрд рублей, чистые активы увеличатся на 7%, а капитал будет наращиваться за счет прибыли.
Крупный корпоративный бизнес «Траст» больше не развивает, считая, что это невыгодно. Зато банк сосредоточился на развитии розничного кредитования, что отражает наметившуюся в целом по рынку тенденцию. По данным ЦБ, на конец I квартала текущего года доля кредитов физлицам в бизнесе российских банков выросла с 20,6% до 21,3%, а корпоративных займов — снизилась с 73,2% до 72,9% от совокупного кредитного портфеля.
«После кризиса розница, как более динамичный и маржинальный сектор, восстанавливается быстрее корпоративного сегмента, — отмечает директор Банковского института
Чистая процентная маржа банка по кредитам физлицам в разы превышает доходность по кредитам корпоративным заемщикам, которая в среднем у различных игроков колеблется в пределах 4—8%. Многие российские банки стремятся занять нишу высокомаржинального кредитования, у них вслед за клиентами просыпается аппетит. Кроме того, улучшилась ситуация с доходами населения, которые останутся стабильными до тех пор, пока сохраняются благоприятные макроэкономические условия, в частности высокие цены на нефть. Занимать населению сегодня можно с гораздо меньшим риском, чем еще год назад.
Действительно, доходность розничного бизнеса выше. «Доходы по корпоративным кредитам снизились на 6% в I квартале 2011 года по сравнению с поступлениями в IV квартале 2010 года, а розничные кредиты продолжают аккумулировать стабильный денежный поток — на уровне 140—145 млрд рублей за квартал по всей банковской системе», — говорит Илья Юров. Его банк за два года стал одним из самых активных игроков российской банковской розницы, увеличив клиентскую базу в четыре раза — до более чем 1 млн клиентов, — и вышел в лидеры отрасли по темпам прироста кредитного и депозитного портфелей.
Массовики-затейники
Новый тренд очевиден: в 2011 году многие универсальные банки делают ставку именно на массовое розничное кредитование. За счет масс-маркета есть шанс достичь докризисных темпов роста кредитных портфелей. «Полноценного восстановления сектора кредитования в России пока не произошло, — считает аналитик ИФД «КапиталЪ» Кристина Лядская, — но уровни просроченной задолженности в валовых кредитах по сектору стабилизировались. И если брать конкретные инициативы, то у целого ряда игроков есть, например, планы по выходу в высокодоходный сегмент экспресс-кредитования».
По мнению Дениса Мухина, лидерами в развитии розничного кредитования являются все те же крупные госбанки. Но помимо Сбербанка, «ВТБ 24», Газпромбанка, Россельхозбанка это направление развивают и крупные универсальные частные банки.
Тот же «Траст» по итогам 2010 года стал третьим по показателю прироста кредитного портфеля (после Сбербанка и «ВТБ 24»), увеличив объем выданных ссуд до 40 млрд рублей, и четвертым по темпам прироста депозитной базы (90 млрд рублей на конец года). В то же время организации удается поддерживать качество кредитного портфеля на высоком уровне — просрочка не превышает 4—5%. В банке этот факт объясняют активной работой с базой проверенных клиентов, стимуляцией кросс-продаж и эффективным использованием данных бюро кредитных историй (БКИ). «На качество розничного кредитного портфеля «Траста» положительное влияние оказал кризис, — рассказывает Илья Юров. — Рынок по сравнению с серединой 2000-х в целом стал цивилизованнее, он прошел качественную очистку, банки стали тщательнее выбирать заемщиков, а клиенты — более здраво оценивать свои финансовые возможности».
Илья Юров видит в развитии массового розничного кредитования и социальную миссию. Рост потребительского кредитования стимулирует экономику при помощи здоровых финансовых инструментов. «Траст», имея более трехсот точек кредитования по России, работает в таких отдаленных городах, где кроме нас и госбанков никого больше нет, — говорит он. — Мы видим потребность региональных клиентов в заемных средствах на небольшие суммы. И наш потенциальный целевой сегмент — три четверти населения страны. Ведь 75% экономически активного населения — это люди с доходом менее 25 тыс. рублей».
В разгар кризиса банк предложил потребителям кредит «Социальный», позволивший многим заемщикам, которые испытывали временные финансовые трудности, рефинансировать текущие долги и не попасть в черные списки БКИ. «Сейчас мы наблюдаем возобновление потребительского спроса и предлагаем нашим клиентам кредит на сумму от 5 тыс. до 500 тыс. рублей, причем решение по кредитам на сумму до 50 тыс. рублей принимается за 10 минут, — добавляет банкир. — Многие банки отказываются кредитовать на небольшие суммы: операционные издержки чересчур велики. Мы же за полтора посткризисных года полностью обновили архитектуру бизнеса под новые задачи, повысили эффективность, унифицировали процессы, благодаря чему уверенно себя чувствуем на этом поле».
Российская финансовая система восстанавливается: уже к концу 2010 года банкам удалось достичь докризисных показателей по объему займов частным лицам — 3,5 трлн рублей. Согласно консенсус-прогнозу на текущий год, темпы прироста объема кредитования будут не ниже, чем годом ранее (+14,2%), а совокупный кредитный портфель банков до конца года вырастет на 15—20%. «Банки и дальше будут активно развивать сектор розничного кредитования с его высокой доходностью, — считает Василий Солодков. — На рынке остается проблема выбора, связанная с размещением активов в высокодоходные инструменты,
Сергей ДОБРЫНИН
Таблицу и инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.