Сегодня в Москве обсуждают вопросы потребительского кредитования и связанные с ним риски. Гендиректор бюро кредитных историй (БКИ) «Эквифакс Кредит Сервисиз» Олег Лагуткин в интервью
По экспертным оценкам, за последний год количество выданных займов подскочило примерно в два раза и порядка 70% из них — это потребкредиты. В дальнейшем новые заемщики дадут банкам лишь половину прироста кредитных портфелей, остальные 50% добавятся за счет увеличения кредитной нагрузки существующими клиентами. Отсюда проблема не только в том, как привлечь, но и чем удержать, — спрос на кредиты чутко реагирует на изменение уровня доходов населения и на банковский процент.
По словам старшего аналитика ФГ «БКС» Максима Шеина, процентные ставки пока находятся на самом низком уровне. «Но мы уже слышим, что и крупные банки, в т. ч. самый крупный из них — Сбербанк, собираются их повышать в обозримом будущем. Очевидно, что слишком сильно они их не смогут повысить, т. к. спрос на потребкредиты очень чувствителен к процентной ставке», — говорит эксперт.
Участники рынка считают, что в топ-50 российских банков доля просроченных кредитов крайне мала, но далее вниз по списку в отдельных финансовых учреждениях достигает 1,5—2%. При этом значительно возрастает роль бюро кредитных историй. Сейчас банки стали охотнее делиться данными — в результате уровень отсечения заявок на займы достигает 20%, это снижает возможность перекредитования недобросовестных клиентов.
«Несомненно, систему, которая защитила бы на 100%, придумать невозможно. Можно разумно снизить, и бюро кредитных историй свою функцию в этом выполнило», — говорит Олег Лагуткин. По его словам, после создания БКИ доля негатива и мошенничества, которые циркулировали по банкам, снизилась в десять раз.
В результате доверительных отношений выигрывают все. Вероятность мошенничества или невозврата снижается, и банку нет нужды закладывать в процентную ставку эти риски. От принципа «доверяй, но проверяй» в итоге выигрывает потребитель.
Андрей КОНДРАТЬЕВ