Банки обманывают клиентов при обмене валюты, подозревают следователи SEC. Пенсионные фонды обвиняют Bank of New York Mellon и State Street в мошенничестве: банки называли клиентам невыгодные обменные курсы, а реально меняли валюту по привлекательным ставкам и забирали разницу себе.
Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC — Securities and Exchange Commission) подозревает Bank of New York Mellon (BNY Mellon) и банк State Street в мошенничестве с валютными курсами при проведении операций для клиентов.
Следователи считают, что банкиры предоставляли клиентам ложную информацию о том, по какому курсу будут проводить обмен валюты. С жалобой на банки обратились несколько пенсионных фондов и частный инвестор Гарри Маркополос, рассказал Wall Street Journal осведомленный источник.
Иски против BNY Mellon в Вирджинии и Флориде, против State Street — в Калифорнии, обвинив банки в искажении валютных курсов.
В калифорнийском иске утверждается, что банк информировал государственные и местные пенсионные фонды не о том курсе, по которому реально проводил обмен валюты. Вместо этого State Street называл клиентам самую высокую ставку, а расчеты проводил по минимальной, забирая разницу себе.
В State Street утверждают, что проводили все сделки в соответствии с соглашениями, подписанными с пенсионными фондами, по которому ставки по обмену валюты «были основаны на ставках межбанковского рынка».
Согласно подсчетам пенсионного фонда Los Angeles County Employees Retirement Association (LACERA), в 58% из 9400 сделок, которые BNY Mellon провел за последние десять лет, банк проводил сделки по наименее выгодным для пенсионного фонда курсам — с разницей в пределах 10%.
Это стоило фонду $4,5 млн убытков. В LACERA утверждают, что в соответствии с соглашением с BNY Mellon банк должен был действовать «в интересах фонда и предлагать лучшие ставки по валютообменным операциям». В переписке с LACERA BNY Mellon утверждал, что пенсионный фонд Лос-Анджелеса «знал или должен был знать, что банк не действует в интересах фонда при выборе курса для обмена валюты»: банк придерживался всех своих соглашений и последовательно давал понять, что во время определения валютообменного курса «не действует в интересах клиента».
По словам источника WSJ, Маркополос начал наблюдать за операциями на валютном рынке еще в 2005 году, позже он начал работать с инсайдерами в банках. Маркополос известен тем, что ранее неоднократно предупреждал SEC о том, что Бернард Мэдофф управляет финансовой пирамидой.
В BNY Mellon и State Street утверждают, что не сделали ничего противозаконного и будут защищать себя. В State Street подчеркивают, что будут в «полной мере сотрудничать» с SEC в рамках расследования. В BNY Mellon заявляют, что предоставляли клиентам правильную информацию и будут сотрудничать с «определенными органами государственной власти» во время расследования. Представитель SEC отказался от комментариев.
У SEC нет надзорных полномочий на валютном рынке. Но ведомство может выявить, нарушают ли действия банков со средствами пенсионных фондов закон о ценных бумагах. Один из вопросов, который изучает регулятор, искажали ли банки информацию о том, как они намерены совершать валютные операции, пояснил источник The Wall Street Journal.
Ольга ТАНАС