Количество эквайринговых терминалов, установленных в торгово-сервисных предприятиях Петербурга в 2010 г., увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 30%, а объем безналичных операций возрос на треть, подсчитал ЦБ РФ. Тем не менее петербуржцы до сих пор предпочитают пластику живые деньги: с карточных счетов они в прошлом году сняли в семь раз больше, чем использовали для оплаты картами.
Активное развитие безналичных платежей в Петербурге началось около семи лет назад, вспоминает Владимир Рудановский, до августа 2010 г возглавлявший управление банковских карт Северо-Западного Сбербанка. До 2008 г. объем эквайринговых операций, по его оценке, прибавлял примерно 40% в год и приостановился во время кризиса. Рынок эквайринга в Петербурге близок к заполнению, отмечают банкиры. По словам предправления банка СИАБ Галины Ванчиковой, порядка 20% клиентов, создающих 80% доходов в торговом эквайринге, уже полностью охвачены. В банке «Санкт-Петербург» оценивают глубину проникновения эквайринга на уровне 60%, директор региональных продаж филиала Альфа-банка Ольга Гончарова — на уровне 50%. Крупнейшие торговые сети, магазины одежды и обуви, отели, рестораны, сети АЗС достаточно глубоко «проработаны» банками, за этих клиентов ведется жесткая ценовая конкуренция, говорит Елена Зулина, руководитель дирекции бизнес-развития и координации СЗРЦ ВТБ.
За комиссию
Эквайринг требует от банков первоначальных затрат, зато потом приносит хорошие комиссионные. У СИАБ на него приходится порядка 20% всех комиссионных доходов, у банка «Санкт-Петербург» — около 5% доходов от розничного бизнеса. Не так много, но это постоянный растущий доход, не зависящий от конъюнктуры рынка, говорит представитель «Санкт-Петербурга». Средняя комиссия банка-эквайера — от 1,8 до 2,5% от суммы транзакции по карте, она зависит от оборотов предприятия и иногда может снижаться до 1,5—1,6%, рассказывает начальник управления развития Банка БФА Нелли Хрыкова. Примерно половину комиссии забирают платежные системы, добавляет Владимир Онуфриев, начальник отдела банковских карт филиала Газпромбанка. В VISA и MasterCard отказались от комментариев.
Терминалы, средняя стоимость которых — 25 000—30 000 руб., банк покупает и устанавливает за свой счет, делится управляющий филиалом ВТБ 24 в Петербурге Михаил Иоффе. В банке «Санкт-Петербург», по словам его менеджера, затраты на лицензию, процессинг, закупку терминалов и оплату труда окупаются за полгода-год. Доходность для банка-эквайера — в пределах 0,3% от суммы операции по карте, оценивает Хрыкова.
Обязательная услуга
Сеть «Буквоед» более шести лет принимает карточные платежи, на объемах продаж радикально это не сказывается, но удобно для клиентов, говорит гендиректор сети Денис Котов. Эквайринг — обязательное условие существования на розничном рынке, говорит Алексей Жучков, финансовый директор сети аптек «Первая помощь», внедрившей безналичную оплату в 2006 г. С ним согласна Татьяна Николаева из Х5 Retail Group. Магазины «Карусель» и «Перекресток» принимают карточки с момента открытия, «Пятерочка» — около четырех лет, система работает в 242 магазинах и со временем охватит всю сеть, говорит Николаева. Отсутствие экварйнга в ряде магазинов она объясняет техническими сложностями, для этого нужна выделенная линия связи. Конкуренция на розничном рынке растет, компании вынуждены бороться за лояльность клиента и эквайринг — одно из преимуществ, хотя он дороже инкассации, обходящейся в 0,07% от дневного оборота, говорит топ-менеджер торговой сети.
По словам Николаевой, после установки терминала покупателей как правило больше не становится, но средний чек растет: в «Пятерочках» — на 30—40%, в супермаркетах и гипермаркетах — примерно на 10%. В «Первой помощи» средний чек по карте в два раза больше, чем при оплате наличными. По безналичному расчету совершается около 18% покупок, говорит менеджер по PR «Ленты» Яна Могилева, число покупателей, которые расплачиваются картами, растет на 3% в год. Терминалы есть во всех 14 гипермаркетах «Лента».
Auchan не принимает никаких карт, кроме кобрендинговых. Выплата комиссии означала бы снижение рентабельности или повышение цен примерно на 1,5—2%, говорит представитель ритейлера. Не спешат устанавливать терминалы и автосалоны. «Безналичная продажа товаров с небольшой наценкой, например машин, убыточна, поэтому бессмысленна для продавцов, хотя могла быть и удобна для клиента», — объясняет директор по продажам «Аларм-моторс» Михаил Шевельков.
Далее везде
Иоффе констатирует увеличение спроса на эквайринг со стороны малого бизнеса, традиционно работающего с наличными: «Уровень проникновения банковских карт настолько высок, что даже собственнику небольшого магазина приходится с этим считаться». В банк «Открытие» обращались нестандартные для данного сегмента клиенты — благотворительные организации (для приема пожертвований через POS-терминал), организаторы аукционных торгов предметами старины, экскурсионные бюро, рассказал Владимир Климентьев, начальник отдела развития эмиссии, эквайринга и партнерских проектов филиала «Петровский». «Газпромбанк» обсуждает установку терминалов в небольшом мебельном салоне, а также в передвижном книжном магазине, рассказал Онуфриев. Кафе «Электричка» на Московском вокзале с прошлой недели принимает карты. «Клиенты часто спрашивали», — объяснил сотрудник кафе.
Предправления Балтинвестбанка Игорь Кирилловых связывает будущее эквайринга с малым и средним бизнесом. Хотя для мелкой розницы установка термина невыгодна, да и с теневым оборотом безналичные платежи несовместимы, признает он. Эквайринг может развиваться исключительно за счет провинции, надо идти в Лугу, Кингисепп, но там нет богатых людей и более низкое проникновение карт, говорит управляющий петербургского филиала банка «Глобэкс» Юрий Красковский. К тому же придется ставить банкоматы, тянуть оптоволокно, налаживать инкассацию, тратиться на охрану и ремонт, перечисляет он. Рынок насыщен, но есть достаточно сфер, особенно в регионах, где глубина проникновения невелика, говорит Иоффе. ВТБ 24 намерен одним из первых начать их освоение, хотя продвижение там затратно, говорит он. Обычно банки рассматривают ритейл в комплексе — затраты на эквайринг и банкоматную сети компенсируют, например, доходами от потребкредитов, замечает Красковский.
Нет — и не надо
В 2001 г. карты были у 5% граждан, а к марту 2011 г. — у 45%, еще 11% респондентов планируют завести их в ближайшее время, установили социологи «Левада-центра», опросившие в марте этого года 1600 человек в 45 российских регионах. У 44% россиян нет пластиковых карт, и они не хотят их иметь. 85% пользователей главным образом снимают наличные по карточкам, а 23% — иногда оплачивают некоторые услуги.
Алла ТОКАРЕВА, Елена ДОМБРОВА