Банк России увидел окончание периода избыточной ликвидности в банковской системе и не собирается менять прогноз инфляции на этот год в 6—7 процентов, в то время как аналитики, опрошенные Рейтер, ждут 8,5 процента, а Минэкономразвития — до 7,5 процента.
«Мы прогноз по инфляции не изменяли и пока не собираемся изменять, — сказал глава ЦБР Сергей Игнатьев. — Никаких новых неприятных неожиданностей с ноября прошлого года не произошло. То, что урожай 2010 года был низкий, было известно еще тогда и было ясно, что цены на многие продукты питания будут расти повышенными темпами вплоть до нового урожая. Именно так и происходит».
На 23 мая накопленная инфляция с начала года достигла 4,6 процента, сообщил Росстат в среду, год назад этот показатель составлял 3,8 процента.
«Я рассчитываю на то, что в первом полугодии, с декабря по июнь, инфляция составит менее 5,5 процента, во втором полугодии, с июля по декабрь, при нормальном урожае, вряд ли составит более 1,5 процента», — повторил Игнатьев свой прогноз, выступая на банковской конференции.
Глава ЦБР отметил изменение макроэкономической ситуации по сравнению с прошлым годом, когда ЦБ пытался стимулировать кредитование:
«Инфляция тогда снижалась и наши основные усилия были направлены на стимулирование кредитной активности банков… сейчас ситуация другая — портфель кредитов банков нефинансовым организациям и населению вырос за последние 12 месяцев, с мая прошлого года по 1 мая этого года, более чем на 17 процентов… Мне эта цифра вполне нравится — нормальная цифра».
«Главный наш приоритет в проведении денежно-кредитной политики в настоящее время — это снижение инфляции», — сказал Игнатьев.
Инструменты ЦБ
Банк России с целью воздействия на инфляцию постепенно ужесточает политику — повышает ставки и нормы резервирования.
«Мы стараемся это делать очень осторожно, чтобы не нанести серьезного ущерба экономическому росту. Большую роль в сдерживании инфляции играет курсовая политика — мы постепенно делаем курс рубля все более и более гибким. В результате этих действий формируются условия для снижения инфляции», — сказал Игнатьев.
Ближайшее заседание совета директоров ЦБ РФ по процентной политике пройдет 30 мая. Большинство экономистов, опрошенных Рейтер, полагают, что регулятор сохранит неизменными процентные ставки и резервные нормы на фоне неустойчивого экономического роста и стабилизации инфляции.
Рост денежной массы замедляется — на 1 сентября прошлого года годовой прирост М2 был 36 процентов, на 1 января 2011 года — 31 процент, на 20 мая 2011 года — только 23 процента.
«Если в начале этого года можно было говорить о большом избытке рублевой ликвидности в банковской системе, то сейчас об этом говорить уже не приходится. Я бы сказал, что избытка ликвидности в банковской системе нет», — подчеркнул глава ЦБР.
Отток и импорт
Главной причиной оттока капитала из России является «не вполне» благоприятный инвестиционный климат, считает Игнатьев.
«Может быть, участников валютного рынка беспокоит быстрый рост импорта. За первые четыре месяца этого года импорт товаров вырос на 40 процентов. Это также может привести к снижению положительного сальдо текущего счета и понижению курса рубля. Но главная причина, наверное, это все таки не вполне благоприятный инвестиционный климат в России», — сказал глава ЦБР.
ЦБР с июля прошлого года фиксирует чистый отток капитала из России, в апреле 2011 года он составил $7,8 миллиарда, в марте — $6,2 миллиарда, говорил первый зампред ЦБР Геннадий Меликьян.
«За первые четыре месяца чистый отток частного капитала составил примерно $30 миллиардов. Очень большая цифра. Трудно дать какое-нибудь простое однозначное объяснение этому процессу. Возможно, участники валютного рынка не сильно верят в сохранение высоких цен на нефть и ожидают их снижения. Это может привести к сокращению положительного сальдо текущего счета платежного баланса и к ослаблению рубля. Может быть, участников валютного рынка беспокоит быстрый рост импорта», — сказал Игнатьев.
Оксана КОБЗЕВА, Денис ПИНЧУК, Елена ФАБРИЧНАЯ