Отдавая сейчас предпочтение банковским вкладам в качестве инструмента личных инвестиций, я не оригинален — многие наши соотечественники именно так и поступают.
До кризиса у населения была возможность эффективно инвестировать в недвижимость, ценные бумаги, наконец, в свой бизнес. Но сейчас ситуация иная. Рынок недвижимости пока не вышел из состояния стагнации, ценные бумаги слишком уж волатильны, поэтому непривлекательны для населения, и меня в том числе. Для открытия своего бизнеса сейчас, похоже, не самые комфортные условия. Впрочем, это занятие несовместимо с моей основной работой.
Покупать дополнительную недвижимость помимо имеющихся квартиры и дачи, чтобы перепродавать по спекулятивной цене, и прежде не было желания. А вот в ценные бумаги я инвестировал. До 2008 г. я размещал, пожалуй, большую часть сбережений в паи инвестиционных фондов. Но в кризис пострадал, как и все остальные граждане, когда фондовый рынок рухнул, а мои средства остались в ПИФе. Причем накануне кризиса мы в агентстве почувствовали приближение грозы и инвестированные в акции средства фонда страхования вкладов начали выводить. А вот внести коррективы в свою личную инвестиционную политику я не успел.
Деньги из паев я вывел с небольшой прибылью лишь после восстановления рынка акций и разместил в нескольких банках. И пока волатильность фондового рынка не уменьшится, возвращаться к ценным бумагам я не планирую. Так что на сегодняшний день все мои сбережения размещены в банковских вкладах.
В цивилизованном мире банк считается местом для хранения, а не инвестирования денег. Но в России это финансовый инструмент, который приносит доход, в целом позволяющий защитить накопления от инфляции. Впрочем, в некоторых банках ставки уже опустились ниже темпов роста цен.
На сегодняшний день примерно половина моих средств размещена на рублевых вкладах, остальные — поровну в евро и долларах, исключительно для диверсификации. Рубль в настоящее время, на мой взгляд, является вполне надежной валютой для хранения средств. Кроме того, основные расходы мне приходится нести в рублях.
Также мои вклады диверсифицированы по срокам: есть полугодовые, годовые, свыше года. Имеются обычные срочные и удобные пополняемые депозиты, а также вклады до востребования и карточные счета.
Средняя ставка моих рублевых депозитов среднерыночная, никакими эксклюзивными условиями я не пользуюсь. Я немного опоздал с открытием вкладов в период высоких ставок (2009 г.), так что средняя доходность моих депозитов находится на уровне 8—9% годовых в рублях.
Для меня, как для любого нормального человека, ставка является определяющим фактором выбора вклада, но не единственным. Еще один важный фактор — надежность банка. Выбирая банки, я руководствуюсь общедоступными сведениями, поскольку наше агентство не располагает эксклюзивной информацией о состоянии кредитных организаций. Но мой профессиональный опыт позволяет выделить надежные банки, именно в них я смело размещаю свои средства. Это крупные и средние банки, мелких среди них нет.
Большое внимание я обращаю на расположение банка. Практически все офисы, где я разместил средства, находятся на маршруте «дом — работа».
А вот наличие у банка разнообразных сервисов для меня не играет большой роли. Например, я не пользуюсь интернет-банкингом.
Сейчас у меня есть вложения и в банках с государственным участием, и в банках с участием иностранного капитала, и в частных российских банках, два из которых входят в первую пятерку по привлечению средств физлиц. При этом все мои срочные вклады размещены в частных российских банках.
Причем суммы моих срочных вкладов в одном банке превышают страховую сумму в 700 000 руб., несмотря на то что агентство всегда рекомендует вкладчикам для 100%-ной защиты размещать в одном банке до 700 000 руб. Но я сам, получается, этому разумному совету не очень-то следую. Наверное, потому, что убежден в надежности выбранных банков, вижу, как они позиционируют себя на рынке, знаю их руководителей как хороших профессионалов и не сомневаюсь в их порядочности. Не уверен, кстати, что они знают о наличии у них в банках моих денег, поскольку не обращался к ним лично, а открывал вклады в обычном порядке.
В банке с иностранным участием я разместил небольшую сумму, чтобы получить карту для расчетов в зарубежных командировках на случай отказа принять пластик, эмитированный российским банком.
Называть банки не могу — это может быть воспринято как реклама.
Александр ТУРБАНОВ
Автор — генеральный директор Агентства по страхованию вкладов