Как иностранцы, так и местные жители смогут теперь расплачиваться в Белоруссии иностранной валютой — как долларами, так и евро. На подобное в свое время пришлось пойти России, которая пыталась спасти рубль от окончательного падения. Правда, как выяснила «РГ», это разрешение в Белоруссии действует далеко не везде.
Нацбанк Белоруссии (НББ) расширил сферу случаев «выдачи разрешений субъектам валютных операций на расчеты в иностранной валюте с физическими лицами». В переводе на понятный язык это означает, что иностранцам и местным гражданам будет разрешено расплачиваться долларами США и евро. Но все же с некоторыми оговорками и ограничениями.
Как отмечается в разосланном 25 мая в местные банки письме НББ, граждане Белоруссии смогут рассчитаться иностранной валютой на автозаправках, а также при оплате туристических услуг. От иностранцев же можно будет принимать доллары и евро при оказании им медицинских, образовательных услуг, услуг в сфере гостиничного бизнеса, а также в достаточно туманно обозначенных «некоторых других направлениях».
Вместе с тем проведенная «РГ» проверка показала, что по крайней мере пока в Белоруссии трудно расплатиться иностранной валютой как минимум официально. «Мы принимаем оплату только в белорусских рублях», — сообщила «РГ» представитель минской гостиницы «Виктория». Это же подтвердили и в одном из главных ресторанов Минска. Такая же ситуация в госучреждениях и гостиницах. В тех же агентствах путешествий за многие туры можно расплатиться как угодно — в долларах, евро или российских рублях. Но вот только обменный курс наверняка будет тогда не самый выгодный», — сообщили «РГ».
Разрешив параллельное хождение иностранных денег наравне с национальной валютой, власти, похоже, рассчитывают на пополнение валютных резервов для удержания нынешнего курса рубля.
Напомним, Нацбанк Белоруссии 23 мая объявил о резкой девальвации белорусского рубля, подняв официальный курс доллара сразу на 56 процентов — до 4930 белорусских рублей с прежних 3155 рублей. Исходя из этих курсов, нацвалюта формально стала дешевле по отношению к доллару на 36 процентов. Президент Белоруссии Александр Лукашенко признал, что страну «накрыла вторая волна кризиса», но заверил, что белорусы «выкрутятся, если есть желание».
Одновременно к концу мая власти были вынуждены резко сократить перечень товаров, на которые сохраняются регулируемые цены. Сегодня в этом списке лишь считаные виды хлебобулочных, мясных изделий и макарон.
Остальное отдано на откуп свободному ценообразованию. В итоге продукты питания и бытовые товары первой необходимости с середины мая по 25 мая в Беларуси подорожали более чем в полтора раза. Бензин и другое топливо — на 30—50 процентов. На 20 процентов уже подняли цены минские таксисты. В канун дальнейшего удорожания с прилавков во многих регионах страны почти исчезли, например, холодильники и стиральные машины, в том числе местного производства. Быстро раскупаются также соль, спички, мыло, а те, кто побогаче и прозорливее, впрок закупают меха, кожи, шубы, драгоценности. А они за 3 недели мая подорожали более чем на треть.
Словом, в крупных городах раскупается буквально все — от «Хенесси» до соли, так охарактеризовали ситуацию представители российских торговых предприятий в Белоруссии, с которыми удалось поговорить корреспонденту «РГ». Все это ведет к дальнейшему росту цен и раскрутке инфляции, увеличивая давление на слабеющий рубль.
Так или иначе, цены на большинство белорусских продуктов, по оценкам независимых национальных агентств, в крупных городах Беларуси уже сравнялись с нынешними российскими, а на многие виды, например, местной бытовой техники уже превзошли их.
Правда, сельхозпродукты, поставляемые в Россию, пока остаются в прежних ценах. Это связано с согласованными Москвой и Минском балансами поставок белорусского продовольствия. А в этих балансах оговариваются не только объемы, но и ценовые «коридоры». Так что ожидания, что белорусские продукты
Тем временем в некоторых белорусских регионах возникают не только «невыдачи» валютных средств, но и задержки зарплат и пособий. Все эти обстоятельства приводят к социальной напряженности. На днях рабочие одного из заводов в Гомельской области отказались выйти на работу
Эксперты предупреждают, что нарастающие социально-экономические проблемы Белоруссии могут усугубить возможные экономические санкции со стороны Евросоюза.
Хотя доля ЕС во внешней торговле Беларуси не превышает 20 процентов, она остается одним из основных источников поступления твердой валюты в страну. Если санкции последуют, то страна может быть ввергнута в хаос, начнется эмиграция белорусов.
Поэтому соседняя Литва позавчера выступила против самой возможности этих санкций. Президент Даля Грибаускайте официально заявила, что «санкции в отношении страны, которая находится в тяжелом экономическом состоянии, это недопустимо. Бить ниже пояса не дозволено никому».
В сложившихся условиях, как считают аналитики, «спасти» белорусский рубль от дальнейшей девальвации и раскрутки гиперинфляции могут только внешние денежные вливания. Поэтому в Минске с нетерпением ожидают денег от Антикризисного фонда ЕврАзЭС примерно в 3 миллиарда долларов.
По мнению белорусского экономиста Сергея Травко, первый транш в 800 миллионов долларов ожидается до конца июня. Но до этого, точнее, для этого Беларуси, как считает Травко, придется начать масштабную приватизацию госсобственности, включая в первую очередь машиностроение, нефтехимию и трубопроводную сеть, наиболее интересующие российский бизнес. В течение трех лет властям предлагается продать госактивы на сумму примерно 7,5 миллиарда долларов.
Экономисты считают, что Беларуси впору вернуться к проекту перехода на российский рубль. Как считает аналитик российской компании «Инфин» Александр Иванищев, это может стать выходом из кризисной ситуации. Но, по его мнению, за просто так Минск не отдаст печатный станок Москве. Однако, замечает белорусский аналитик Валерий Плянин, это может сказаться на реальном экономико-политическом статусе Беларуси как государства.
Олег КИРЬЯНОВ, Алексей ЧИЧКИН